Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Харченко М. Г. на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 17 июля 2014 года
по делу по иску Харченко М. Г. Военному комиссариату по Алтайскому краю Отдел по Топчихинскому и Калманскому районам о возложении обязанности изготовить надгробный памятник.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харченко М.Г. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату по АК Отдел по Топчихинскому и Калманскому районам о возложении обязанности изготовить надгробный памятник Харченко Г. Т. , умершему ДД.ММ.ГГ 1986 года, как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., по месту его захоронения в с.Топчиха Топчихинского района Алтайского края.
В обоснование требований ссылалась на то, что Харченко Г.Т. приходится ей родственником. Как участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Харченко Г.Т. за счет федерального бюджета ответчиком должен быть изготовлен и установлен надгробный памятник. Однако, ей в удовлетворении заявления об установке памятника в Военном комиссариате АК Отдел по Топчихинскому и Калманскому районам было отказано.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 17 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований Харченко М.Г. о возложении обязанности изготовить надгробный памятник, отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение отменить и удовлетворить требования, ссылаясь в обоснование на доводы, аналогичные изложенным в иске. Указывает, что установление временного промежутка для возможности реализации права на установку ветерану Харченко Г.Т. памятника незаконно.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не представили. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам жалобы не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Харченко М.Г. является родственницей участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Харченко Г.Т. , умершего ДД.ММ.ГГ 1986.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд руководствовался тем, что действующее законодательство на момент смерти Харченко Г.Т. в 1986 году не предусматривало денежную компенсацию расходов либо проведение работ по изготовлению и установке надгробных памятников участникам войны.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на нормах закона и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, умершим (погибшим) в период с 12 июня 1990 года по 31 декабря 1992 года, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.
Согласно пункту 4 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования - 07.03.2007.
Следовательно, за счет средств федерального бюджета изготавливаются и устанавливаются только те памятники, которые изготовлены и установлены с 07.03.2007.
Принимая во внимание, что данный Указ является не единственным актом, предусматривающим изготовление за счет средств федерального бюджета и установку надгробных памятников, судебная коллегия учитывает и положения ранее принятых законов и подзаконных актов по спорному вопросу.
Так, согласно ст. 24 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в силу п. 5 которого предусмотрено, что расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Данный пункт введен в действие Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года, и на отношения, возникшие до его действия, не распространяется.
Порядок выплаты и размер расходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы".
В соответствии в вышеназванными Законами и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 был утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, которым установлено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти в том числе участникам Великой Отечественной войны, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти указанных лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) установленные Приказом документы.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.
Действительно, из приведенных правовых норм следует, что на момент смерти Харченко Г.Т. законодательством как выплата компенсации за изготовление и установку надгробных памятников, так и выполнение действий по изготовлению и установке надгробного памятника участникам Великой Отечественной войны не была предусмотрена. Компенсация за изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны была предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" в редакции от 01.10.2002, которая начала действие с 16.10.2002.
Соответственно указанное является основанием к отказу на предоставление социальных гарантий погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы, предусмотренных ст. 24 Федерального закона "О ветеранах".
Судом, вопреки доводам жалобы, правильно указано на то, что действующее законодательство на момент смерти Харченко Г.Т. не предусматривало обязанность Министерства обороны Российской Федерации или его территориальных органов по изготовлению и установке надгробных памятников для данной категории граждан.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованности и незаконности постановленного решения судебная коллегия находит несостоятельными. Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, по существу они сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, судебная коллегия считает, что они не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Харченко М. Г. на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 17 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.