Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Константиновой О.В.,
судей Деменевой Л.С., Лимоновой Л.Ф.
при секретаре Пиратинской М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18.09.2014 гражданское дело по иску Корякина Александра Анатольевича, Корякиной Светланы Николаевны к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Кулакова Д.С. на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17.06.2014.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. В обоснование исковых требований указали, что истец Корякин А.А. в период с 04.12.1999 по 10.09.2000 проходил военную службу в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона, в войсковой части 3753, при этом в течение 281 день непосредственно участвовал в боевых действиях. Истец и члены его семьи по месту своего жительства поставлены в льготную очередь на получение жилья как участника боевых действий в первоочередном списке. В Списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет до 01.01.2005 по Талицкому городскому округу на 01.03.2014 числится под номером 37, с указанием даты постановки 26.10.2004. До настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено, они проживают и зарегистрированы в жилом доме по адресу: ... , по договору поднайма, принадлежащем на праве собственности матери Корякина А.А. - Корякиной Т.И.
Из представленной информации истцу стало известно, что Шабунину Е.М., вставшему на учет 04.10.2004, и Зыкову Д.В., вставшему на учет 22.11.2004, на основании Распоряжения УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО от 28.03.2011 N 4 были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, а также Осипов М.А., числящийся в списках после истца (на 2014 год N 48), по решению Талицкого суда, вступившему в законную силу, включен в списки на обеспечение жильем уже на 2014 год, т.е., лица, поступившие на учет фактически одновременно с ним и после него, жильем обеспечены, тем самым нарушено его право на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании истцы на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства ТГО с иском согласилась.
Представители ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в судебное заседание не явились.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 17.06.2014 постановлено исковые требования Корякина А.А., Корякиной С.Н. к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Корякина А.А. и члена его семьи Корякиной С.Н. с учетом действующих установленных социальных норм на одного члена семьи.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Корякина А.А. и члена его семьи Корякиной С.Н.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издать приказ о распределении Корякину А.А. и члену его семьи Корякиной С.Н. жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа предоставить Корякину А.А. и члену его семьи Корякиной С.Н. жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья, на одного члена семьи с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Не согласившись с названным решением, представитель ответчика - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подал апелляционную жалобу, в которой указал, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным установлением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и норм процессуального права.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в апелляционной жалобе просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в своем письме доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал, просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа в возражение на жалобу указал на согласие с решением суда, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 18.09.2014 определением от 13.08.2014, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам простым письмом.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что истцы извещены надлежащим образом извещением от 13.08.2014, не сообщили суду о причинах неявки, не представили доказательств уважительности причин неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2).
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
В соответствии с данным порядком, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (п. 10).
На основании п. п. 18, 19 указанного Порядка жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, поступают в казну Свердловской области и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты передачи государственным казенным учреждением Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в Министерство по управлению государственным имущество Свердловской области документов, необходимых для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений в казну Свердловской области, безвозмездно передает их в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам и инвалидам по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец Корякин А.А. является ветераном боевых действий в связи с прохождением военной службы в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Казказского региона, в войсковой части 3753, в течение 281 дня непосредственно участвовал в боевых действиях, что подтверждается удостоверением серии РМ N 776933 от 30.10.2004, справкой военного комиссариата Талицкого района Свердловской области N 203 от 01.11.2004, справкой войсковой части 3753 от 12.09.2000, и имеет право на льготы, установленные в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Также из материалов дела следует, что истец Корякин А.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Талицкого городского округа на основании решения жилищно-бытовой комиссии от 09.11.2004.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, хотя право истца на получение жилого помещения как ветерана боевых действий Администрацией Талицкого городского округа не оспаривается.
По информации Управления городского хозяйства города Талица Талицкого городского округа от 03.04.2014 N 142 из информационного списка о ветеранах боевых действия следует, что истец встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и числится под N 45, в 2006 году - N 46, в 2007 году - N 29, за 2008 году списки отсутствуют, в 2009 году - N 29, в 2010 году - N 43, в 2011 году - N 14, в 2012 году - N 20, в 2013 году - N 35.
По состоянию на 01.03.2014 очередь в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в списке лиц, имеющих право на льготное получение жилья - N 37, с датой постановки на учет 26.10.2004 (л.д. 108).
В указанный список также в качестве ветеранов боевых действий включены Шабунин Е.М., с датой постановки на учет 04.10.2004, Зыков Д.В. - 22.11.2004 - N 49, Стражков В.А., - 29.10.2004 - N 48.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства Свердловской области от 23.03.2011 N 376-РП распределены жилые помещения, приобретенные в 2010 году за счет целевых бюджетных ассигнований, в Талицком городском округе, в том числе ветеранам боевых действий Стражкову В.А., Зыкову Д.В., Шабунину Е.М. на основании Распоряжения УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО от 28.03.2011 N 4 также предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Осипов М.А., числящийся в списках после истца (на 2014 год N 48), по решению Талицкого районного суда Свердловской области, вступившему в законную силу, включен в списки на обеспечение жильем уже на 2014 год.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении прав истца на первоочередное предоставление жилого помещения, так как лица, поступившие на учет фактически одновременно с ним и после него, жильем обеспечены. Доказательств иного ответчиками не предоставлено и материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 01.03.2005, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением возложена на ответчика действующим нормативно-правовым регулированием и суд в данном случае возложил на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области только ту обязанность, которая установлена законом.
В связи с этим довод жалобы о том, что права истца Министерством не нарушены, поскольку обеспечение истца жилым помещением осуществляется в порядке очередности, судебной коллегией отклоняется как недоказанный. Апеллянтом не представлено доказательств того, что лицам, включенным в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на льготное получение жилья как ветераны боевых действий, жилые помещения предоставлены по иным основаниям во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае удовлетворения судом требований истца будут нарушены права иных лиц аналогичной льготной категории, вставших на учет ранее истца либо имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения, судебной коллегией отклоняется. Судом с учетом конкретных обстоятельств установлено, что нахождение истца в списке под N 37 не соответствует фактическим обстоятельствам, исходя из которых в отношении лиц, поставленных на учет одновременно с истцом или датами позже, уже было принято решение о предоставлении им жилья, в связи, с чем истец в настоящий момент обоснованно требует предоставления ему жилого помещения, а на ответчике лежит обязанность обеспечить реализацию данного права в установленном ст. 49, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. 3 п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП порядке.
Кроме того, в нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не представил суду доказательства того, что все лица аналогичной категории, вставшие на учет ранее истца, не обеспечены жилыми помещениями.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и применением судом норм материального права не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Константинова
Судьи Л.С.Деменева
Л.Ф. Лимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.