Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой С.Н.,
судей Ильясовой Е.Р.,
Ольковой А.А.
при секретаре Ахметовой Е. Г., рассмотрела в открытом судебном заседании 19.09.2014 гражданское дело по иску прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нижнетуринского городского округа о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Нижней Туры на решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 23 июня 2014 года,
Заслушав доклад судьи Ильясовой Е.Р., объяснения представителя прокуратуры Свердловской области ДТВ , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Нижняя Тура обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что администрацией не исполнены переданные государственные полномочия по оказанию меры социальной поддержки гражданам по частичному их освобождению от платы за коммунальные услуги, то есть не принято мер по ограничению роста платежей граждан за коммунальные услуги на территории Нижнетуринского городского округа в 2013 году, а также не произведен перерасчет начисленных сумм оплат за коммунальные услуги с 01 июля 2013 года с учетом предельного индекса к уровню декабря 2012 года в 112 %.
Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 23 июня 2014 года исковые требования прокурора были удовлетворены частично, на Администрацию Нжнетуринского городского округа возложена обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу реализовать государственные полномочия по оказанию меры социальной поддержки гражданам по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и произвести перерасчет гражданам в рамках требований законодательства за период с 01 июля 2013 года по день вынесения решения суда. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением ответчиком подана апелляционная жалоба. В обоснование доводов жалобы указано, что государственные полномочия по предоставлении гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги Администрацией на момент рассмотрения дела было реализовано, создано МКУ "Центральная бухгалтерия системы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и ремонта", на которое выложена реализация функций, связанных с указанными государственными полномочиями. Кроме того, Администрация не является органом, обладающим полномочиями по перерасчету гражданам оплат за жилищно-коммунальные услуги.
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры Свердловской области ДТВ указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Администрации Нижнетуринского городского округа и представитель третьего лица МКУ "Центральная бухгалтерия системы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и ремонта" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, а для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, суд не признавал обязательной явку указанных лиц в судебное заседание, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24 декабря 2012 года N 225-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области" утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год, для Нижнетуринскогот городского округа данный индекс с 01 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года составлял 112 %.
С января 2014 года по 01 июля 2014 года предельный индекс изменения размера платы должен быть не выше 100 % к уровню, сложившемуся в декабре 2013 года (Постановление РЭК от 27 декабря 2013 года N 181-ПК).
В случае изменения размера платы за коммунальные услуги больше чем на предельно допустимый индекс, гражданам предоставляется мера социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.
Законом Свердловской области от 25 апреля 2013 года N 41-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.
Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения исполнителям коммунальных услуг затрат, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, установлен Правительством Свердловской области от 18 декабря 2013 года N 1539-ПП.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком начали предприниматься действия, направленные на реализацию переданного ему государственного полномочия по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, ввиду чего в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия незаконным было отказано.
Вместе с тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, само по себе издание на муниципальном уровне актов в связи с реализацией государственных полномочий не свидетельствует о достижении действенных результатов от реализации данных полномочий. Указанный ответчиком комплекс мер не является достаточным.
В деле не имеется доказательств осуществления гражданам перерасчета оплаты коммунальных услуг и контроля за исполнителями коммунальных услуг в части выполнения указаний по осуществлению перерасчета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что принятые на уровне муниципального образования акты не устанавливают какую-либо обязанность исполнителей коммунальных услуг по предоставлению необходимых документов и сведений в адрес МКУ "Центральная бухгалтерия системы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и ремонта", не предусматривают ответственность за непредоставление таких сведений и неосуществлению перерасчета.
С учетом изложенного, решение суда в части возложения на Администрацию муниципального образования обязанности по реализации государственных полномочий, является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не влекут его отмену.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает приемлемыми доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Нижнетуринского городского округа не является органом, осуществляющим перерасчет гражданам оплаты за жилищно-коммунальные услуги, ввиду чего на него невозможно возложить данную обязанность.
Возлагая на Администрацию обязанность по производству перерасчета, суд первой инстанции не учел того обстоятельства, что начислением платы за коммунальные услуг ответчик не занимается, начисление осуществляют исполнители коммунальных услуг (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), следовательно они и вправе осуществлять перерасчет.
Фактически исковые требования заявлены с целью обеспечения возможности произвести гражданам перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с оказанием мер социальной поддержки по частичному освобождению от платы за данные услуги.
В связи с чем судебная коллегия полагает возможным в данной части решения суда изменить, изложив резолютивную часть в другой редакции: "Возложить Администрацию г. Нижней Туры обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу реализовать государственные полномочия по оказанию меры социальной поддержки гражданам по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги для обеспечения возможности дальнейшего перерасчета гражданам оплаты коммунальных услуг в рамках требований законодательства за период с 01 июля 2013 года по день вынесения решения суда".
Руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 23 июня 2014 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "Возложить Администрацию г. Нижней Туры обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу реализовать государственные полномочия по оказанию меры социальной поддержки гражданам по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги для обеспечения возможности дальнейшего перерасчета гражданам оплаты коммунальных услуг в рамках требований законодательства за период с 01 июля 2013 года по день вынесения решения суда".
Председательствующий: С.Н. Киселева
Судьи: Е.Р. Ильясова
А.А. Олькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.