Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Константиновой О.В.,
судей Деменевой Л.С., Лимоновой Л.Ф.
при секретаре судебного заседания Пиратинской М.В.
рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании 25.09.2014 в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Щербакова Андрея Николаевича к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма
по апелляционной жалобе ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 09.07.2014.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербаков А.Н. обратился с вышеуказанным иском указав, что имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, а также на предоставление жилья в первоочередном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21.01.1993 N 4328-1, поскольку в период с 19.01.2001 по 21.02.2002 принимал участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики СКВО. По месту своего жительства поставлен в льготную очередь на получение жилья как участник боевых действий в первоочередном списке. В Списке участников и инвалидов вооруженных конфликтов на территории Северного Кавказа, включая Чеченскую республику, нуждающихся в жилье, на 01.01.2005 Щербаков А.Н. числился под номером 19, с указанием даты постановки на учет 07.08.2002. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Однако, ему стало известно, что ( / / )21 , вставшему на учет 04.10.2004 и ( / / )22 , вставшему на учет 22.11.2004, на основании Распоряжения УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО от 28.03.2011 N 4 были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма. То есть, лица, вставшие на учет через два года после истца, жильем уже обеспечены. Полагает, что порядок очередности предоставления жилых помещений нарушен, тем самым нарушено его право на обеспечение жилым помещением.
Просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для истца Щербакова А.Н. с учетом действующих установленных социальных норм.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Щербакова А.Н.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издать приказ о распределении Щербакову А.Н. жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа предоставить Щербакову А.Н. жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья, с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель истца Чернышова О.В. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства ТГО Визгина Н.В., действующая на основании доверенности, в отзыве с иском согласилась.
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" в письменном отзыве с иском не согласилось, мотивируя тем, что истец будет обеспечен жилым помещением в порядке очереди.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 09.07.2014 постановлено исковые требования Щербакова А.Н. к Управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" об обязании направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения, обязании издать приказ о распределении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Щербакова А.Н..Н. действующих установленных социальных норм на одного члена семьи.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Щербакова А.Н.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издать приказ о распределении Щербакову А.Н. жилого помещения.
Обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа предоставить Щербакову А.Н. жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья, на одного члена семьи с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подал апелляционную жалобу, в которой указал, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным установлением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и норм процессуального права.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в апелляционной жалобе просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в своем письме доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области поддержал, просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа в возражении на жалобу согласился с решением суда, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу истец Щербаков А.Н. решение суда просил оставить без изменения, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом путем направления извещения от 20.08.2014 и телефонограммы от 20.08.2014. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2).
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП утвержден Порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
В соответствии с данным порядком, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (п. 10).
На основании п. п. 18, 19 указанного Порядка жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов и инвалидов, поступают в казну Свердловской области и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты передачи государственным казенным учреждением Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в Министерство по управлению государственным имущество Свердловской области документов, необходимых для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений в казну Свердловской области, безвозмездно передает их в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам и инвалидам по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий. Право истца на получение жилого помещения как ветерана боевых действий подтверждается копией удостоверения от 05.03.2009 серии БК N0557288 (л.д.16).
07.08.2002 истец обратился с заявлением в администрацию города Талица о принятии его на учет для получения жилой площади, что подтверждается материалами учетного дела (л.д.34-53).
Согласно выписке из протокола жилищно-бытовой комиссии от 29.07.2002, копии указанного протокола (л.д.34,55), истец признан нуждающимся в улучшении жилья, поставлен на учет для получения жилья как ветеран боевых действий, включен в список N1.
Как следует из представленных списков ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, за 2003 - 2007, 2009 - 2013 годы истец значится в указанных Списках с датой постановки на учет 07.08.2002 (л.д.56-104,123-143).
В Информации о ветеранах боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, значатся лица с датой постановки на учет: ( / / )8 - 29.10.2004, ( / / )9 - 22.11.2004, ( / / )10 - 24.05.2004, ( / / )11 - 30.06.2004, ( / / )12 - 02.10.2004, ( / / )13 - 11.10.2004, ( / / )14 - 11.10.2004, ( / / )15 - 18.10.2004, ( / / )16 - 22.10.2004, ( / / )17 - 30.10.2004 (л.д. 56-104).
Всем указанным лицам Распоряжением Правительства Свердловской области от 23.03.2011 N 376 - РП "О распределении жилья" распределены жилые помещения, приобретенные в 2010 году за счет целевых бюджетных ассигнований, в Талицком городском округе.
Истцу до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, тогда как лица, стоявшие в данном списке после него и вставшие на учет после него жилыми помещениями обеспечены.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что предоставление жилых помещений гражданам, вставшим на учет для получения жилья позднее Щербакова А.Н., нарушает его первоочередное право на предоставление жилого помещения, судебная коллегия находит верным.
В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 01.03.2005, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением возложена на ответчика действующим нормативно-правовым регулированием и суд в данном случае возложил на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области только ту обязанность, которая установлена законом.
В связи с этим довод жалобы о том, что обеспечение истца жилым помещением осуществляется в порядке очередности, судебной коллегией отклоняется как недоказанный. Ответчиком не представлено доказательств того, что вышеназванным лицам, включенным в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на льготное получение жилья как ветераны боевых действий, жилые помещения предоставлены по иным основаниям во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае удовлетворения судом требований истца будут нарушены права иных лиц аналогичной льготной категории, вставших на учет ранее истца либо имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения, судебной коллегией отклоняется. Судом с учетом конкретных обстоятельств установлено, что нахождение истца в списке под N 37 не соответствует фактическим обстоятельствам, исходя из которых в отношении лиц, поставленных на учет одновременно с истцом или датами позже, уже было принято решение о предоставлении им жилья, в связи, с чем истец в настоящий момент обоснованно требует предоставления ему жилого помещения, а на ответчике лежит обязанность обеспечить реализацию данного права в установленном ст. 49, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. 3 п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП порядке.
Кроме того, в нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не представил суду доказательства того, что все лица аналогичной категории, вставшие на учет ранее истца, не обеспечены жилыми помещениями.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и применением судом норм материального права не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 09.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Константинова
Судьи Л.С. Деменева
Л.Ф. Лимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.