Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Параевой В.С.
судей Александровой Ю.К.,
Медведкиной В.А.
при секретаре Тарасенко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-342/14 по иску Т.О.В. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения представителя Военного комиссариата Петербурга Рак Д.С., действующего на основании доверенности от 15.04.2014 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Т.О.В. и его представителя М.Ю.Н., действующего на основании доверенности от 21.11.2013 года, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Т.О.В. обратился в Октябрьский районный суд с иском к военному комиссариату Санкт-Петербурга, в котором просил признать отказ военного комиссариата Санкт-Петербурга от 21 октября 2013 года в назначении пенсии за выслугу лет незаконным и обязать ответчика назначить Т.О.В. пенсию за выслугу лет и выплачивать ее с 1 октября 2012 года.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он обратился в городской военный комиссариат Санкт-Петербурга с заявлением о назначении и выплате военной пенсии с 01 октября 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку истец переехал на постоянное место жительство из Приднестровской Молдавской Республики в Санкт-Петербург. Однако ответом военного комиссара от 21 октября 2013 года в назначении пенсии ему было отказано.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 года исковые требования Т.О.В. к военному комиссариату Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет, удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, военного билета и послужного списка Т.О.В., истец проходил военную службу в вооруженных силах СССР с 24 июня 1984 года по 18 февраля 1992 года, с 24 марта1992 года по 05 августа 1992 года - в вооруженных силах Республики Молдова, а с 5 августа 1992 года - в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики. Т.О.В. уволен со службы приказом Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики N ... от 21 декабря 1999 года по основанию, предусмотренному статьей 42 Положения о прохождении военной службы в Приднестровской Молдавской Республике.
С 1 марта 2000 года Т.О.В. являлся получателем пенсии за выслугу лет, однако в связи с переездом истца на постоянное место жительства в Санкт-Петербург выплата пенсии в Приднестровской Молдавской Республике с 1 октября 2012 года была прекращена.
Из ответа военного комиссариата Санкт-Петербурга от 21 октября 2013 года следует, что оснований для назначении пенсии Т.О.В. в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей" не имеется, поскольку Приднестровская Молдавская Республика в состав СНГ не входит, договор между Российской Федерацией и Приднестровской Молдавской Республикой о пенсионном обеспечении не заключался. На день увольнения истец проходил военную службу в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республике, из вооруженных сил СССР и Российской Федерации Т.О.В. О.В. не увольнялся.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Т.О.В., исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, обязательная сила международного договора устанавливается для каждого участника в отношении всей его территории.
Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.
08 декабря 1991 года руководителями союзных республик СССР - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств".
21 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета РФСР N 2014-1 ратифицировано Соглашение между Республикой Беларусь, РСФСР и Украиной о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, указанное Соглашение 08 августа 1994 года также ратифицировано Республикой Молдова.
13 марта 1992 года было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). По условиям Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. При этом, как установлено ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, ратифицированным Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 173-ФЗ, предусмотрено пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Санкт-Петербурга ссылается на то, что Т.О.В. был уволен из вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, которая самостоятельной стороной Соглашения не является, а потому применение положений Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для разрешения настоящего спора не применимо.
Данный довод ответчика судебной коллегией не может быть признан обоснованным, поскольку, как верно указал суд, государственный суверенитет Республики Молдова установлен 27 августа 1991 года в отношении всей территории бывшей Молдавской ССР, в том числе в отношении территории автономно - территориального образования с особым правовым статусом - Приднестровская Молдавская Республика. Законодательными актами Республики Молдова установлено, что Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова и в пределах полномочий, определенных Конституцией и другими законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению.
Из изложенного следует, что Приднестровская Молдавская Республика самостоятельным субъектом международного права не признана международным сообществом, следовательно, на граждан упомянутого административно-территориального объединения распространяются положения международных соглашений, подписанных и ратифицированных Республикой Молдова.
Кроме того, в качестве одного из оснований неправильного применения норм материального права, представитель ответчика указывает, что в соответствии с пп. а ст. 7 Постановления Правительства Республики Молдова от 21 февраля 1994 года N 78 в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет засчитывается действительная военная служба в Национальной армии Республики Молдова. Поскольку Т.О.В. был уволен со службы Министром обороны Приднестровской Молдавской Республики, то данное обстоятельство, по мнению представителя ответчика, исключает возможность назначения истцу пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Судебная коллегия полагает, что указанный довод ответчика основан на неправильном толковании норм материального права, а потому основанием для отмены решения суда не является. Данный довод был предметом исследования суда первой инстанции и нашел отражение и мотивированную и обоснованную оценку в судебном решении, с которой апелляционная инстанция считает возможным согласиться.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.