Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Вологдиной Т.И.
судей
Мирошниковой Е.Н.
Рогачева И.А.
при секретаре
Арешиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 4 марта 2014 года по гражданскому делу N2-666/14 по иску ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации к Двуреченскому В. В., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д.М.В., Двуреченской Н. А., Д.А.В. о признании решения о предоставлении жилого помещения от 21.05.2012 года N ... недействительным, обязании возвратить жилое помещение, и по иску Двуреченской Н. А., действующей в интересах несовершеннолетнего Д.М.В. к ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., выслушав объяснения явившихся участников процесса,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Двуреченский В.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.08.1990 года по 31.12.2012 года. Приказом Министра Обороны РФ N 2287 от 05.12. 2012 года " ... " Двуреченский В.В., состоящий в распоряжении " ... " 56 района гидрографической службы Советско-Гаванского военно-морского района Тихоокеанского флота, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями ( пп. "а" пункта 2 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы), с 31.12.2012 года исключен из списков личного состава и направлен на воинский учет в отдел ВК Ленинградской области по Санкт-Петербургу (по избранному месту жительства).
В приказе об увольнении отмечено, что календарная выслуга лет Двуреченского В.В. в вооруженных силах составляет 22 года 11 мес. и учтено, что он обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, поскольку решением ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 21 мая 2012 года N ... Двуреченскому В.В. и членам его семьи - супруге Двуреченской Н.А., несовершеннолетним детям Д.А.В. и Д.М.В. предоставлено жилое помещение на основании договора социального найма - " ... " квартира, общей площадью " ... " кв.м., расположенная по адресу: "адрес", и в тот же день 21 мая 2012 года на основании указанного решения между сторонами заключен договор социального найма указанного жилого помещения за N ...
В августе 2013 года ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации обратилось в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки- договора социального найма N ... от 21 мая 2012 года, в котором просило обязать Двуреченского В.В. и членов его семьи возвратить истцу квартиру, предоставленную по договору. В дальнейшем истец дополнил иск требованием о признании недействительным решения N ... от 21.05.2012 года о предоставлении Двуреченскому В.В. и членам его семьи квартиры по адресу: "адрес".
В обоснование указанных требований истец указал на то, что при принятии оспариваемого им решения ответчик Двуреченский В.В. не указал, что ему в период с 2004 по 2009 гг на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: "адрес". Между тем, с момента отчуждения Двуреченским В.В. указанной квартиры до момента принятия решения о предоставлении ему жилого помещения не прошло пяти лет.
23 сентября 2013 года к производству Выборгского районного суда Санкт-Петербурга принято исковое заявление Двуреченской Н.А. действующей в интересах несовершеннолетнего Д.М.В. к ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации о признании за несовершеннолетним Д.М.В. права собственности на жилое помещение - квартиру N ... , расположенную по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
Указанные требования были объединены судом для совместного рассмотрения.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 4 марта 2014 года в иске ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации отказано, иск Двуреченской Н.А. удовлетворен. За Д.М.В. признано право собственности на " ... " квартиру по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, полагая его неправильным.
В заседание судебной коллегии представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации не явился, что, учитывая его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела по доводам апелляционной жалобы.
Действуя в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться проверкой законности и обоснованности судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно положениям части 1 статьи 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих ( часть 13 указанной статьи).
В соответствии со ст. 15.1 п.1 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" о 27.05.1998 N 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п.6 п.п. "а" Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
В соответствии с п.7 ст. 57 ЖК РФ, п. 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 N 1280, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей на праве собственности.
Как установлено судом на основании представленных по делу доказательств и не оспаривается сторонами по делу, с 29 мая 2003 года Двуреченский В.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека.
В период со 02.08.2004 года по 29.01.2009 года Двуреченский В.В.являлся собственником " ... " квартиры в "адрес" по адресу: "адрес". В указанный период Двуреченский В.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий снят не был.
Стороны по делу не оспаривали тех обстоятельств, что Двуреченский В.В. в период прохождения военной службы до принятия оспариваемого решения от 21.05.2012 года иным жильем за счет средств федерального бюджета не обеспечивался, квартира, расположенная по адресу: "адрес", была приобретена на личные средства Двуреченских, и 29.01.2009 года отчуждена.
При таком положении, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Двуреченский В.В. на момент увольнения из рядов Вооруженных Сил в связи с организационно-штатными мероприятиями имел право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в Ленинградской области в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона, и отчуждение им в 2009 году жилого помещения по адресу: "адрес", приобретенного за собственные средства, не могло повлиять на реализацию указанного права.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации о том, что в результате умышленных действий Двуреченского В.В., связанных с предоставлением сведений, не соответствующих действительности, ему было предоставлено жилое помещение в размере, выше норм, предусмотренных жилищным законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" при наличии правового интереса имело возможность и должно было проверить все предоставленные Двуреченским В.В. сведения, а, заявив требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, не подтвердило намерений обеспечить Двуреченского В.В. иным жилым помещением по избранному месту жительства, соответствующим нормам предоставления.
При этом судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что поскольку к моменту разрешения спора судом прошло более 5 лет с момента отчуждения Двуреченским В.В. жилого помещения в "адрес", то в случае повторного рассмотрения вопроса о предоставлении Двуреченскому В.В. жилого помещения каких-либо правовых оснований для учета указанного жилого помещения не имелось бы.
Удовлетворяя требования Двуреченской Н.А., суд исходил из права несовершеннолетнего Д.М.В. на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, занимаемого им по договору социального жилого помещения, нарушаемого тем, что данное жилое помещение до настоящего времени Министерством обороны не закреплено на праве оперативного управления за каким-либо федеральным государственным учреждением, не передано в собственность субъекта РФ Санкт-Петербурга для последующего осуществления (реализации) прав граждан (военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей) на приватизацию занимаемых ими жилых помещений. При этом суд учел, отсутствие иных обстоятельств, препятствующих передаче спорного жилого помещения в собственность несовершеннолетнего Д.М.В., в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку ранее Д.М.В. и члены его семьи в приватизации жилых помещений не участвовали, а иные члены семьи от реализации своего права на приватизацию спорного жилого помещения отказались, выразив свое согласие на приватизацию жилого помещения на имя несовершеннолетнего Д.М.В.
Апелляционная жалоба ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации не содержит доводов, оспаривающих выводы суда в указанной части.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании положений норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, а также сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, с которой судебная коллегия соглашается.
Какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного решения, либо влияющие на обоснованность судебного решения судом первой инстанции допущены не были.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 4 марта 2014 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.