Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Белоногого А.В., Бутковой Н.А.
при секретаре
К
с участием прокурора
Войтюк Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2014 года апелляционную жалобу Крылова О.П. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года по гражданскому делу N 2-2003/2014 по заявлению Крылова О.П. о признании незаконным действий (бездействия) ИКМО Литейный округ по приему документов, отмене решения избирательной комиссии, обязании принять решение о регистрации
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения участников процесса, заключение прокурора Войтюк Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратилась в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением в защиту своих избирательных прав, в котором просила признать незаконным и отменить решение ИКМО Литейный округ от 15 июля 2014 года N 9-2 об отказе заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Литейный округ; в качестве восстановления нарушенного права заявитель просила возложить на ИКМО обязанность не позднее дня, следующего за днем принятия решения суда зарегистрировать ее кандидатом в депутаты муниципального совета пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 234.
Заявление обосновано тем, что заявитель не смогла подать первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда вследствие плохой организации работы комиссии, которая не обеспечила прием документов в необходимых объемах.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с недоказанностью судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит принять новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ четвертого созыва от 18 июня 2014 года N 11 назначены выборы депутатов Муниципального Совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ пятого созыва на 14 сентября 2014 года.
Указанное решение опубликовано в газете Владимирский округ от 20 июня 2014 года с соблюдением требований пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и пункта 5 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Таким образом, исходя из положений пункта 7 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, последним днем подачи документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты данного Муниципального совета являлось 10 июля 2014 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата, заявитель 09.07.2014 представила в ИКМО Литейный округ заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, представив выписку из протокола второго этапа 13-й конференции регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Санкт-Петербурге и документы о регистрации партии, копия паспорта, сведения о доходах, документы об образовании, копию ИНН, о чем ей выдано подтверждение о получении документов о выдвижении кандидата от 09.07.2014, в тот же день получено разрешение для открытия специального избирательного счета.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петебурга муниципальный округ Литейный округ от 15.07. 2014 Крыловой О.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО МО Литейный округ пятого созыва по многомандатному избирательному округу N234 на основании п.п."в", "и" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в связи с тем, что заявителем до 10.07.2014 не был представлен первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Суд первой инстанции посчитал законным принятое ИКМО решение, не принял довод заявителя о том, что она не имела возможности в установленный срок представить указанный отчет по причине значительного количества лиц, желающих подать документы в ИКМО и плохой организации работы комиссии. При этом суд указал, что каких-либо доказательств своих доводов заявительница не представила.
Выводы суда являются неправильными, не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В соответствии со статьей 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию в том числе первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда.
Основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Муниципального Совета муниципального образования изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 28 Закона Санкт- Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, данным Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Оценивая обоснованность указания избирательной комиссией в оспариваемом решении на несоответствие представленных заявителем документов статьям 22, 24, 26 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от 26 мая 2014 года, суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о том, что Крыловой О.П. не доказано наличие недостатков в организации работы ИКМО.
Судебная коллегия находит, что материалами дела подтверждается факт несоответствия организации работы избирательной комиссии требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закону Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, а также Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённым Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6.
Со дня получения избирательной комиссией документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета (09 июля 2014 года) до установленного законодательством срока окончания приема документов для регистрации в качестве кандидатов в депутаты 18 часов 00 минут 10 июля 2014 года, а также с учётом фактически осуществляемого избирательной комиссией графика приёма документов у заявителя имелась возможность представить недостающие документы только 10 июля 2014 года с 15 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела представителем избирательной комиссии, не оспаривался тот факт, что после окончания работы избирательной комиссией 10 июля 2014 года в 18 час. 00 мин., оставались лица, желающие сдать документы для рассмотрения вопроса о регистрации их в качестве кандидатов в депутаты.
В целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления документов для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в избирательные комиссии, заверения списков кандидатов, списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, регистрации кандидатов, списков кандидатов Постановлением Центральной избирательной комиссией России от 11.06.2014 N 235/1486-6 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 указанных Методических рекомендаций в целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы:
принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые, а в случаях, предусмотренных законом, и обязательные формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов;
определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений;
создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений.
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.4.1 Методических рекомендаций
по согласованию с кандидатом, уполномоченным представителем
избирательного объединения рекомендуется предварительно определять
конкретную дату и время представления в избирательную комиссию
документов. Все кандидаты, избирательные объединения должны иметь
возможность указанного согласования на равных условиях. При этом
накануне дня представления документов кандидату, уполномоченному
представителю избирательного объединения рекомендуется
информировать избирательную комиссию о намерении представить документы к рассмотрению и времени представления документов.
В целях своевременной проверки документов избирательным комиссиям рекомендуется осуществлять информирование кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений об установленных законом сроках представления документов в избирательную комиссию и сроках их проверки. Приём документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов в последний день соответствующего периода требует дополнительной организации в связи с возможным образованием очереди.
При этом кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, явившийся в избирательную комиссию в пределах установленного законом срока, считаются выполнившими требование закона о сроке сдачи документов. Время явки кандидата уполномоченного представителя избирательного объединения в избирательную комиссию подлежит фиксации как время представления документов, а приём документов осуществляется членами рабочей группы в порядке очерёдности, определённой по времени явки в избирательную комиссию.
Указания методических рекомендаций для избирательных комиссий, в том числе и окружных, направлены прежде всего, на обеспечение единообразия применения норм избирательного законодательства, реализацию принципа равенства всех кандидатов и обеспечение равных условий для предоставления документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов.
Определение трех часов работы избирательной комиссии в последний установленный день приёма документов, с учётом того, что ИКМО решением от 08.07.2014 изменила место нахождения, было явно недостаточного для реализации выдвинувшимися кандидатами в депутаты права на сбор и подачу документов, а следовательно, и для реализации заявителем пассивного избирательного права.
Реализация заявителем своего права на участие в выборах в качестве кандидата была поставлена в зависимость от количества желающих представить документы в комиссию, количества членов комиссии, осуществлявших приём документов и темпа их работы. Данные факторы носят субъективный характер, не связаны с действиями заявителя и не должны были влиять на возможность реализации указанного права.
В соответствии с прямым указанием пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на территории муниципального образования
реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением
выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов,
изданием необходимой печатной продукции.
По смыслу приведённой нормы права и названных выше Методических рекомендаций работа избирательной комиссии должна быть организована таким образом, при котором была бы максимально обеспечена реализация пассивная избирательного права всеми выдвинувшимися кандидатами в депутаты.
Таким образом, решение ИКМО об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты является незаконным и подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает, что нарушенные избирательные права заявителя подлежат восстановлению путем обязания ИКМО принять от Крыловой О.П. первый финансовый отчет и рассмотреть вопрос о регистрации ее кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 234.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года отменить.
Отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 15 июля 2014 года N 9-2
Обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ принять у Крылова О.П. первый финансовый отчет в срок до 18 августа 2014 года.
Обязать ИКМО МО Литейный округ принять решение по вопросу о регистрации Крылова О.П. кандидатом в депутаты.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.