Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Белоногого А.В., Бутковой Н.А.
при секретаре
К
с участием прокурора
Войтюк Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2014 года апелляционную жалобу Черниговского М.З. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года по гражданскому делу N 2-3749/2014 по заявлению Черниговского М.З. о признании незаконным решения ИКМО Лиговка-Ямская по отказу в регистрации кандидатом в депутаты, отмене решения избирательной комиссии, обязании принять решение о регистрации
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения участников процесса, заключение прокурора Войтюк Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Черниговский М.З. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав.
Заявленные требования обоснованы тем, что 16.07.2014 года председателем избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лиговка-Ямская принято решение об отказе в регистрации Черниговского М.З., выдвинутого региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 243.
Заявитель считает данное решение незаконным и
необоснованным по следующим основаниям. Согласно решению,
основанием для отказа в регистрации заявителя кандидатом в
депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 243, явилось наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно, заявление кандидата о согласии баллотироваться, в котором, в том числе, должны содержаться сведения об адресе места жительства, оформлено с нарушением требований Закона. В соответствии со ст. 2 Закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по мету пребывания и по месту жительства в пределах РФ. В чем именно состоит нарушение требований Закона при оформлении заявления, в решении не конкретизировано.
При этом в представленном Черниговским М.З. заявлении указан полный адрес места жительства в соответствии с требованиями ст. 2 Закона, соответствующий адресу регистрации по месту жительства, что подтверждается приложенной к заявлению копией паспорта: РФ, "адрес". Положения ст. 33 Закона направлены на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить сообщает ли оно достоверные сведения и не имеется ли у этого лица очевидных ограничений пассивного избирательного права. Таким образом, указание в заявлении адреса места жительства: РФ, "адрес" приложение копии паспорта с указанием адреса места жительства заявителя является надлежащим оформлением и не влечет за собой нарушений требования Закона.
В нарушение п. 1.1. ст. 38 Закона, избирательная комиссия не известила Черниговского М.З. о выявленных нарушениях в срок, не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в связи с чем, он не имел возможности воспользоваться своим законным правом и в установленные сроки - не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, внести уточнения и дополнения в документы в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Закона. О выявленных нарушениях в оформлении Заявления ему стало известно только при вынесении решения. Иных оснований для отказа в регистрации избирательной комиссией не установлено.
Заявитель Черниговский М.З. просит суд отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лиговка-Ямская от 16.07.2014 года об отказе в регистрации и обязать зарегистрировать Черниговского М.З., выдвинутого региональным отделением Политической партии РАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге, кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 243.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с недоказанностью судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит принять новое решение об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приходит к следующему.
Решением избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская N 12/7 от 16.07.2014 года Черниговскому М.З. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская пятого созыва по избирательному округу N 243.
Основанием для отказа послужило то, что заявление кандидата о согласии баллотироваться на день, предшествующий дню заседания, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, оформлено с нарушением требований Федерального закона, в котором, в том числе, должны содержаться сведения об адресе места жительства.
В соответствии со статьей 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улица, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Черниговский М.З. не оспаривает, что при оформлении указанного заявления, при указании места жительства, им не было указано, что он проживает в Центральном районе Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп. г п. 4 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как "адрес места жительства": наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Проанализировав приведенные выше нормы законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что необходимость указания в адресе места жительства кандидата наименования района, в состав которого входит муниципальное образование, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Обязательной для правоприменителей является позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 года N 1483-0, в котором указано следующее.
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в подпункте 5 статьи 2 для целей данного Федерального закона определено, что адрес места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Следовательно, содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан на основе демократических принципов и норм избирательного права (пункт 3 статьи 20), не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым, приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Таким образом, адрес места жительства кандидата, как участника избирательного процесса, должен был быть отражен в его заявлении в точном соответствии с его паспортом, а соответственно в заявлении Черниговского М.З. в части указания на адрес его места жительства должен был быть указан Центральный район Санкт-Петербурга.
Таким образом, избирательная комиссия пришла к правомерному выводу о том, что заявление Черниговского М.З. о согласии баллотироваться было оформлено с нарушением требований Федерального законодательства.
Оценив представленные суду доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия надлежащим образом исполнила возложенные на нее обязанности.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. п. 2, 3, 3.1 ст. 33 этого Федерального закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднееЭ, чем за один день до дня заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства, в том числе к их оформлению (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ).
Допрошенные судом свидетели председатель избирательной комиссии " ... " и секретарь избирательной комиссии " ... " сообщили суду, что Черниговский М.З. был уведомлен о несоблюдении требований закона к оформлению представленных документов путем направления извещения по электронной почте, по адресу электронной почты, указанному в согласии Черниговского на извещение по вопросам избирательных действий.
Черниговский М.З. не оспаривает, что 03.07.2014 года им было подписано указанное согласие, в котором он указал, что дает согласие на извещение его по любым вопросам избирательных действий путем CMC сообщения по мобильному телефону или по адресу электронной почты.
Доказательства того, что избирательной комиссией предприняты соответствующие действия по информированию Черниговского М.З. о недостатках представленных им документов, суду представлены.
Доказательства, опровергающие утверждение представителя избирательной комиссии о надлежащем извещении кандидата в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Черниговским М.З. не представлены.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Черниговским М.З. решение избирательной комиссии является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июля 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Черниговского М.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.