судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.,
судей Курдюковой Н.А., Степановой Н.Н.,
при секретаре Кузовлевой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федотовой Л.М. на решение Усманского районного суда Липецкой области от 23 июля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Федотовой Л.М. к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить истицу по категории нуждающихся в жилом помещении лиц из числа инвалидов за счёт средств федерального бюджета, путём предоставления в порядке очерёдности по договору социального найма пригодного для постоянного проживания благоустроенного, применительно к условиям г. Усмани Липецкой области, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям жилого помещения, общей площадью 36 кв.м., с учётом права истицы на дополнительную жилую площадь, отказать.
Заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федотова Л.М. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области о предоставлении в порядке очерёдности по договору социального найма пригодного для постоянного проживания благоустроенного, применительно к условиям г. Усмани Липецкой области, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям жилого помещения, общей площадью 36 кв.м., с учётом права истицы на дополнительную жилую площадь , ссылаясь на то, что в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. С ... состоит на данном учете нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени им не обеспечена, в то время как она в списках по г. Усмани значится под N1 и, кроме того, по состоянию здоровья, имеет право на дополнительную жилую площадь, так как её заболевание включено в Перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительство РФ N817 от 21.12.2004г.
Представитель администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области - Пешехонова Е.С. иск не признала, ссылаясь на то, что обеспечить истца жилым помещением по договору соцнайма не имеется возможности, поскольку у ответчика отсутствует свободное жилое помещение для предоставления истице, кроме того ссылалась также на то, что истица не представила необходимые обновлённые документы для подтверждения права состоять на очереди.
Представитель третьего лица администрации Усманского муниципального района Липецкой области - Долгих Г.Н. возражал против иска, ссылаясь на те же доводы, что и представитель администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области.
Истица и представители 3-х лиц комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области и управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явились.
Представитель истицы - Гамезардашвили Т.В. исковые требования своей доверительницы поддержала в полном объёме.
В письменных возражениях на иск представитель управления социальной защиты населения Липецкой области полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется, ссылаясь при этом также на то, что право на дополнительную жилую площадь при предоставлении субсидии не учитывается, а в областном списке истица значится под N111.
В письменных возражениях на иск представитель комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области полагал, что решение данного вопроса в их компетенцию не входит.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и постановить новое, которым удовлетворить заявленные требования, сс ылаясь на неправильное применение и толкование норм права, неисследованность юридически значимых обстоятельств по делу.
Обсудив доводы жалобы и возражения на неё областного бюджетного учреждения "Центр социальной защиты населения по Усманскому району" Управления социальной защиты населения, выслушав представителей истицы адвоката Лопатиной Л.А. и Гамезардашвили Т.В., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Согласно ч. 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 2 Закона Липецкой области N 318-03 от 18.08.2006 г. "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции от 26.07.2013г.) обеспечение жильём граждан, указанных в ст.3 настоящего Закона, осуществляется путём выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договору социального найма либо перечисления в виде субсидий застройщику или продавцу для приобретения жилья в собственность очередником.
Пунктом 6 ст. 4 Закона Липецкой области предусмотрено, что при отсутствии возможности предоставления жилья по договору социального найма органы местного самоуправления предоставляют очереднику субсидию для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком или продавцом.
В силу п.2 и п.6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. N901, при постановке на учёт для улучшения жилищных условий инвалидов и предоставлении инвалиду жилого помещения учитывается право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. N901, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Согласно ст. 1 Закона Липецкой области от 15.01.2014г. N246-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в Липецкой области", органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Липецкой области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям на неопределенный срок:
граждан, указанных в пунктах 2, 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и абзаце пятом статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по форме и в порядке, предусмотренном Законом Липецкой области от 18 августа 2006 года N 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов";
Статьей 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что Федотова Л.М. является инвалидом с детства и имеет право на льготы и преимущества для инвалидов, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта.
Как видно из материалов дела и объяснений сторон, истица состоит на учёте лиц, являющихся инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий с ...
По состоянию на ... номер очереди истицы по г. Усмани - N2, а с учётом того, что первоочередник С.Н.А. , постановлением администрации городского поселения г. Усмани N190 от 27.05.2014г. снят с очереди, очередь истицы стала под N1.
Из материалов дела видно, что ... в адрес истицы поступило письмо от администрации Усманского муниципального района о том, что она имеет право получить субсидию на улучшение жилищных условий (л.д.72). Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что право истицы на улучшение жилищных условий ответчиком не оспаривается.
Ранее истице также предлагалось получить субсидию на улучшение жилищных условий, от получения которой она отказалась.
Также из материалов дела следует, что истица страдает ...
Данное заболевание подпадает под п.10 П еречня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого постановлением Правительства РФ от ...
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и имеющимся заболеванием, истица вправе претендовать на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Отказывая Федотовой Л.М. в иске о предоставлении жилья, суд исходил из того, что требования истицы не подлежат удовлетворению, поскольку у администрации г. Усмани отсутствует жилая площадь для распределения гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и истице, а от получения субсидии для приобретения или строительства жилья Федотова Л.М. отказалась.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда ошибочными.
По смыслу вышеприведенных норм права обеспечение жильем названной категории граждан должно производиться путем предоставления органом местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма либо в собственность за счет субвенций, выделяемых из бюджета субъекта РФ, и только в случае невозможности предоставления помещения в натуре, путем выплаты субсидии.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено каких-либо объективных доказательств действительного отсутствия жилой площади для предоставления ее нуждающемуся инвалиду , состоящему на учете с ...
Справка администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района без даты и номера о том, что в реестре муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения возможные для предоставления гражданам по договору социального найма, допустимым доказательством не является (л.д.79).
Доводы ответчика о невозможности приобрести жилое помещение на выделенные областным бюджетом денежные средства в виду того, что рыночная стоимость жилого помещения значительно выше, чем размер субвенции, не могут служить достаточным основанием для отказа в иске о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Из объяснений представителя ответчика не следует, что ими предпринимались меры для приобретения и предоставления жилья истице на выделенные субвенции.
Кроме того, предоставление субсидии гражданину согласно п. 6 ст. 4 Закона Липецкой области возможно только для оплаты стоимости жилого помещения на основании заключенного договора с застройщиком либо с продавцом. Такой договор отсутствует, следовательно, предоставление данной субсидии истице невозможно.
Принимая во внимание, что Федотова Л.М. относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные как Федеральным законом, так и Законом Липецкой области, в виде обеспечения жильем, бесспорных доказательств невозможности предоставления ей жилого помещения органом местного самоуправления суду не представлено, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции об отказе в предоставлении истице жилого помещения по договору социального найма с учётом права на дополнительную жилую площадь постановлено с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 23 июля 2014 года - отменить, постановить новое, которым обязать администрацию городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области предоставить Федотовой Л.М. на состав семьи - 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления , с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.