судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Н.А.
судей Федосовой Н.Н., Фроловой Е.М.
при секретаре Шабановой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов РФ на решение Советского районного суда города Липецка от 29 июля 2014 года, которым постановлено:
" Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Почиди И.Х. денежную компенсацию за изъятое в связи с политическими репрессиями имущество в размере 10000 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей ".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Почиди И.Х. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Липецкой области о возмещении ущерба в сумме 10 000 руб. за имущество, утраченное в результате политических репрессий.
В обоснование заявленных требований указал, что Почиди И.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения до 1944 года совместно со своими родителями ФИО16 и ФИО9 проживал в д. "адрес" Крымской АССР. В 1944 году на основании решения государственных органов он совместно со своими родителями был принудительно переселен с постоянного места проживания по национальному признаку, в связи с чем, в период с 1944 года по 1956 год состоял на учете спецпоселений с ежемесячной отметкой в спецкомендатуре. В 1998 году истец был реабилитирован УВД администрации по Липецкой области. По месту постоянного проживания в Крымской АССР до принудительного переселения у семьи истца имелось имущество - дом, сарай, шкаф, 2 этажерки, шкаф-буфет, комод, тумбочка, кадушка, 3 кровати, 3 стола, 1 стул, инструменты (пила, топор), а также домашний скот - корова, которое было изъято и принято согласно акту от 29.06.1944 года. В настоящее время указанное имущество утрачено, в связи с чем, истцу причинен ущерб в размере его стоимости. Исходя из положения ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" истец обращался в государственные органы для получения компенсации утраченного имущества, но в добровольном порядке компенсация ему не выплачена.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены администрация Липецкой области, администрация г. Липецка.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство финансов РФ просит отменить решение и постановить новое, которым отказать в требованиях Почиди И.Х., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя ответчика МФ РФ Дорохина Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Почиди И.Х. Чеснокову Н.В., возражавшую против доводов жалобы, рассмотрев апелляционную жалобу в пределах ее доводов, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1, 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
При этом подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Указанный Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (07 ноября) 1917 года (ст. 2 Закона РФ от 18.10.1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий").
В силу ст.16.1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.
В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.
В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.
Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Почиди И.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения совместно со своей семьей отцом ФИО12 и матерью - ФИО9 до 1944 года проживали в д. "адрес" Крымской АССР.
Почиди И.Х. в 1944 году на основании решений государственных органов в числе разных национальностей (крымские татары, болгары, греки и др.) был насильственно переселен из Крыма. В период с 1944 года по 1956 год состоял на учете спецпоселений с ежемесячной отметкой в спецкомендатуре.
В 1956 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.12.1955 года с него сняты все ограничения и учет по спецпоселению.
Согласно справке о реабилитации, Почиди И.Х., ДД.ММ.ГГГГ , уроженец д. "адрес" (Крымская АССР), до применения репрессии проживавший в д. "адрес" (Крымская АССР) репрессирован по национальному признаку и выслан в "адрес" , где находился на спецпоселении с 08.07.1944 года по 13.04.1956 года. На основании п. "в" ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Почиди И.Х. реабилитирован.
Из архивной справки также установлено, что имущество по хозяйству ФИО12 проживавшего в д. "адрес" Крымской АССР в составе 1 дом, 1 сарай, 1 шкаф, 2 этажерки, 1 шкаф-буфет, 1 комод, 1 тумбочка, 1 кадушка, 3 кровати, 3 стола, 1 стул, инструменты (1 пила, 1 топор), а также домашний скот - 1 корова, принято СНК Крымской АССР согласно акту от 29.06.1944 года.
Поскольку истец является сыном умершего ФИО12 , в соответствии с ч. 1 ст. 532 ГК РСФСР и ст. 1142 ГК РФ он является наследником первой очереди, которому и должна быть произведена выплата денежной компенсации. Доказательств наличия иных членов семьи не имеется.
Поскольку конфискованное имущество не сохранилось, в силу ст. 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в пользу истца обоснованна, взыскана денежная компенсация в размере не более 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома.
Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Законом РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", нормами ГК РФ, Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости и выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства РФ 12.08.1994 г. N 926, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы представителя ответчика Минфина РФ в апелляционной жалобе о том, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия находит несостоятельными исходя из следующего.
В данном случае судом рассматривается спор о взыскании компенсации, в связи с чем, доводы жалобы об отсутствии полномочий у МФ РФ по принятию решения о выплате компенсации стоимости имущества следует признать не состоятельными, поскольку вопрос о возложении на ответчика обязанности принять такое решение, судом не рассматривался.
Согласно ст. 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 12 указанного Закона реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.ст. 15, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом от имени Российской Федерации в силу ст.ст. 125, 1071 ГК РФ своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
В соответствии с Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства РФ 12.08.1994 г. N 926, вопросы выплаты денежной компенсации конфискованного имущества рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2004 N 635 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество" - расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счет межбюджетных трансфертов, утвержденных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
Таким образом, денежная компенсация подлежит взысканию из средств Федерального бюджета, выделяемых Министерству финансов РФ, в связи с чем, взыскание компенсации с МФ РФ за счет средств казны РФ следует в данной ситуации признать обоснованной.
Доводы жалобы о пропуске срока исковой давности для обращения с иском в суд о возмещении материального ущерба, являются несостоятельными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности для обращения в суд с данным иском, истцом пропущен не был, поскольку справка о реабилитации Почиди И.Х. была получена 18.03.1998 года, на протяжении многих лет истцом с органами велась переписка по вопросу выплаты компенсации, однако окончательно вопрос о возможности получения компенсации был разрешен в 2014 году, когда истец и обратился в суд.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Почиди И.Х. в течение трех лет с момента получения им справки о реабилитации были предприняты действия, направленные на получение денежной компенсации за имущество и в связи с тем, что Автономная республика Крым входила в состав Украины, истец по объективным причинам до 17 марта 2014г. не мог реализовать свое право, предусмотренное Законом РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", так как Закона Украины от 17.04.1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" не распространял действие на депортированных по национальному признаку граждан.
Доводы жалобы о том, что истец не обращался с заявлением о выплате денежной компенсации в уполномоченные органы республики Крым после ее образования в составе РФ, не могут повлечь отмену законного решения, поскольку обязательного досудебного порядка обращения, нарушение которого является основанием для возврата истцу иска, закон не предусматривает. Кроме того, финансирование выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета МФ РФ.
Доказательств того, что истец ранее использовал свое право на получение компенсации, ответчиком предоставлено не было.
Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, судебная коллегия, рассмотрев жалобу в пределах ее доводов, не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Липецка от 29 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов РФ без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.