Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
и судей Борисихиной С.А., Кривцова А.С.,
по докладу Кривцова А.С.
при секретаре Бондаренко Д.И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 17 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда в РФ (ГУ) в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения комиссии, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
В обоснование своих требований пояснила, что решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Прикубанском административном округе г. Краснодара протокол N 3095 от 07.11.2013г. Тарасовой Л.И. отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Отказ в назначении пенсии по указанным основаниям считает незаконным, так как ответчиком необоснованно не применено льготное исчисление специального стажа за отдельные периоды трудовой деятельности.
В судебном заседании суда первой инстанции истец поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Прикубанском административном округе г. Краснодара в удовлетворении иска просил отказать.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Краснодара от 17 марта 2014 года исковые требования Тарасовой Л.И. удовлетворены в полном объеме. В стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как год и шесть месяцев зачтены периоды работы истицы: с 01.04.1984г. по 31.10.1986г. (2 года 7 месяцев) в должности акушерки физиологического отделение Краснодарского роддома N5; с 01.11.1986г. по 01.02.1993г. (6 лет 3 месяца 1 день) в должности акушерки смотровой родильного дома N5 Краснодарской городской больницы N2 (КМЛДО). На Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара возложена обязанность назначить Тарасовой Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с момента обращения с 14.08.2013г.
Не согласившись с данным решением, начальник Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда от 17.03.2014г. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Тарасовой Л.И. Считает, что решение противоречит нормам материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара (протокол N 3095 от 07.11.2013г.) Тарасовой Л.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом комиссией установлено, что на момент обращения, истец имела принятый к зачету специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности 25 лет 7 месяцев 9 дней. Не приняты к зачету в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды работы истца: с 01.04.1984г. по. 31.10.1986г. (2г.7м.0д.) в должности акушерки физиологического отделения Краснодарского роддома N5; с 01.11.1986г. по. 01.02.1993г. (6л.3м.1дн.) в должности акушерки смотровой родильного дома N5 Краснодарской городской больницы N2 (КМЛДО). Отказ во включении указанных периодов мотивирован тем, что наименования отделений, в которых истец в указанные периоды работала, не соответствует наименованию отделений предусмотренных Перечнем к Списку утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N781.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Этим же Постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение таковой пенсии. В части не урегулированной этими Правилами следует применять Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
В соответствии с данным Постановлением при исчислении сроков выслуги работникам здравоохранения, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, засчитывается как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового закона (Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Ранее действовало постановление Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", которое устанавливало льготное исчисление медицинского стажа (один год, как год и шесть месяцев) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
В соответствии с Положением о родильном доме, утвержденным приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1977 года N 830 "Об утверждении Положений о родильном доме и женской консультации" и действовавшим до 2009 года, родильный дом является важнейшим лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим квалифицированную стационарную и при наличии в своем составе женской консультации амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь населению на основе достижений современной медицинской науки и техники.
При этом в п. 5 Положения указано, что родильный дом может иметь следующие структурные подразделения: стационар, включающий приемно-смотровые помещения, помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещения родового блока), отделения (палаты) патологии беременности, послеродовое физиологическое, обсервационное, для новорожденных, гинекологическое.
Доводы апелляционной жалобы о том, что смотровая как отделение родильного дома не относиться к хирургическому профилю, ошибочны, поскольку, во-первых, смотровая не является отделением и, следовательно, структурным подразделением родильного дома, а является помещением акушерского физиологического отделения родильного дома, которое является структурным подразделением, во-вторых, должность акушерки смотровой тождественна акушерки физиологического отделения родильного дома.
Ссылка ответчика на штатное расписание не состоятельна, поскольку она подтверждает общее количество единиц медицинского, фармацевтического и педагогического персонала на 1988 год и размер месячного фонда заработной платы, а не структуру родильного дома.
Что касается поздней даты внесения изменений в наименование отделения, то вопреки мнению ответчика, указанный факт не может свидетельствовать о наличии препятствия для досрочного назначения истице трудовой пенсии, поскольку не соблюдение либо неправильное толкование должностными лицами нормативных правовых актов не является основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
При рассмотрении дела суд пришел к правильному выводу, что истец в спорный период работала в стационаре хирургического профиля, выполняя определенные обязанности как акушерка физиологического отделения родильного дома. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права, наименование структурного подразделения при функциональном назначении - оказании акушерско-гинекологической помощи - определяющего значения для реализации пенсионных прав не имеет.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемые периоды работы истицы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. При таких обстоятельствах, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд у неё имелся необходимый для назначения пенсии 30-летний стаж медицинской работы. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на Пенсионный фонд обязанность назначить истице пенсию с момента обращения за ней с соответствующим заявлением.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное истолкование действующего законодательства и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Краснодара от 17 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
К " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.