Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Смирнова Е.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.
при секретаре Горб Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Крымский район по доверенности Трубицына М.А. на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2014 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литовченко Т.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации муниципального образования Крымский район. В обоснование требований указано, что в ночь с 06.07.2012 на 07.07.2012 в Крымском районе произошло наводнение, в результате которого пострадало жилое помещение заявителя, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. " ... " . Решением Крымского районного суда от " ... " г. данное жилое помещение было признано непригодным для проживания. Обратившись в администрацию МО Крымский район с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность, она получила отказ, мотивированный тем, что по указанному адресу расположено два принадлежащих ей жилых дома - старый и новый, фактически пригодный для проживания, в котором она со своей семьей и проживала на момент возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, с учетом выездного комиссионного обследования, ей в предоставлении мер государственной поддержки должно быть отказано. С данным решением она не согласна, поскольку новый дом не был сдан в эксплуатацию, не являлся пригодным для проживания, она с семьей на 06.07.2012 - 07.07.2012 проживала в старом благоустроенном доме, который пострадал в результате наводнения. Учитывая изложенное, была вынуждена обратиться в суд и просила признать незаконным отказ администрации МО Крымский район N " ... " от 20.11.2013 г.; возложить обязанность на администрацию МО Крымский район внести заявителя и членов ее семьи в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за признанный непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. " ... " .
Заявитель Литовченко Т.И. и ее представитель по доверенности Еременко B.C. в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержали, просили их удовлетворить, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере " ... " рублей в пользу заявителя, состоящие из оплаты услуг представителя.
Представитель администрации МО Крымский район по доверенности Трубицын М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением Крымского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2014 года отказ администрации МО Крымский район Краснодарского края от 20.11.2013 N " ... " во включении Литовченко Т.П. и членов ее семьи в списки граждан, утративших жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Крымском районе с 06.07.2012 на 07.07.2012, и имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, признан незаконным; на администрацию МО Крымский район возложена обязанность принять решение о включении Литовченко Т.И. и членов ее семьи в списки граждан, утративших жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Крымском районе с 06.07.2012 на 07.07.2012, и имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Требования о взыскании судебных расходов удовлетворены частично, с администрации МО Крымский район Краснодарского края в пользу Литовченко Т.И. взысканы судебные расходы в сумме " ... " рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО Крымский район выразил несогласие с принятым решением суда и просил его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно: семья Литовченко Т.И. имеет благоустроенное жилье в виде недостроенного дома, поэтому предоставление социальной выплаты им невозможно.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования Крымский район по доверенности Ольденбургер Т.В., настаивавшую на удовлетворении жалобы, представителя Литовченко Т.И. по доверенности Еременко В.С., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от " ... " Литовченко Т.И. является собственником жилого дома литер А, а1, площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. " ... " , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от " ... " г. " ... " .
В ночь с 06.07.2012 г. на 07.07.2012 г. в городе Крымске и Крымском районе произошло наводнение (чрезвычайная ситуация).
Как следует из справки МКУ "Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты МО Крымский район" от 12.09.2013 г., решения Крымского районного уда от " ... " г., жилой дом по " ... " , в г. Крымске Краснодарского края находился в зоне затопления, и был признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом первой инстанции, по указанному адресу на 06.07.2012 - 07.07.2012 было расположено два принадлежащих Литовченко Т.П. объекта: жилой саманный дом лит. "А", 1952 года постройки, и вновь строящийся жилой дом. Согласно акту обследования от " ... " , готовность возводимого на основании разрешения RU " ... " от " ... " дома составила 74%.
Письмом администрации муниципального образования Крымский район от 20.11.2013 N " ... " заявителю отказано в предоставлении мер государственной поддержки в связи с тем, что по данным администрации заявитель фактически проживала в новом доме, не снеся старый, хотя обязана была это сделать при получении разрешения на строительство.
Как следует из содержания ст. 1 Закона Краснодарского края от 12.07.2012 N 2542-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года", принятого ЗС КК 11.07.2012, право на получение мер государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, если жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, и признаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, непригодными для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживавшие в этих жилых помещениях по состоянию на 6 июля 2012 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2012 г. N 820 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года.
Пунктом 3 раздела 2 Порядка определен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить гражданин в орган местного самоуправления для получения мер государственной поддержки.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что указанные п. 3 раздела 2 Порядка документы были представлены заявителем в администрацию МО Крымский район, все условия Порядка были ею соблюдены, в связи с чем отказ органа местного самоуправления правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2012 N 816 "Об оказании помощи гражданам пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года и о внесении изменения в постановление главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 N 237 "О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов" п. 3 Порядка "Оказания помощи гражданам, пострадавшим и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года", пострадавшими гражданами являются граждане Российской Федерации, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, местом жительства которых по состоянию на 6, 7 июля являлись жилые помещения, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка "Предоставления меры государственной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, в натуральной форме в виде строительства жилых помещений" утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 июля 2012 г. N 821 право на получение меры государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, если жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, проживавшие в указанных жилых помещениях, а также члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, совместно проживавшие с названными гражданами в этих жилых помещениях по состоянию на 06.07.2012. В соответствии с п. 1.5. Порядка граждане, утратившие жилые помещения, принимают решение о получении меры государственной поддержки добровольно и самостоятельно и имеют право на получение меры государственной поддержки только один раз.
Как установлено судом первой инстанции, на момент чрезвычайной ситуации вновь строящийся дом имел готовность 74 %, что опровергает доводы ответчика о возможности в нем проживать в ночь с 06.07.2012 на 07.07.2012. Комиссионное обследование проводилось специалистами МО Крымский район в 2013 году после получения решения от " ... " На момент рассмотрения заявленных требований судом первой инстанции процент готовности строящегося дома составлял 91 %, дом сдан в эксплуатацию не был и не являлся жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.
В подтверждение вышеизложенного в судебном заседании суда первой инстанции был допрошен свидетель " Ф.И.О. " , которая пояснила, что проживает по соседству с семьей Литовченко. В 2012 строящийся дом заявителя не был готов для проживания, поскольку в нем отсутствовала система отопления и внутренняя отделка, в связи с чем заявитель и члены ее семьи проживали в старом саманном доме, постепенно облагораживая новый. Вселились в недостроенный дом в мае 2013 года, в связи с тем, что дом 1952 года постройки начал разрушаться после наводнения.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку факты незаконности решения заинтересованного лица и нарушения прав Литовченко Т.И. нашли свое подтверждение материалами дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, к неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Крымского районного суда от 01 апреля 2014 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крымского районного суда Краснодарского края от 01 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Крымский район по доверенности Трубицына М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.