Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сидорова В.В.,
судей Смирнова Е.А., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Рысине А.Ю.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по доверенности Сахарчук С.З. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнатьев В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о предоставлении в собственность жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что он является военным пенсионером, " ... " уволен в запас по болезни в звании капитана, на момент увольнения календарная выслуга лет составила 22 года 10 месяцев. На протяжении всего срока службы он не имел собственного жилья, кроме служебного, где проживал совместно с супругой и двумя сыновьями. С 01.03.1993 г. Игнатьев В.И. проживает с семьей в военном городке в ст. Анапской, в/ч " ... " в которую был направлен по замене из Монгольской народной республики " ... " г. После увольнения Игнатьев В.И. неоднократно обращался к руководству в/ч и вышестоящие инстанции с просьбой о предоставлении ему и членам его семьи жилья. Однако его требования остались без ответа. Жилье, в котором проживает Игнатьев В.И. со своей семьей, имеет 100 % износ, в связи с чем истец просил возложить обязанность предоставить ему и членам своей семьи в собственность жилое помещение в городе Анапе общей площадью не менее " ... " кв.м.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2014 года исковые требования Игнатьева В.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе, дополнении к ней представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по доверенности Сахарчук С.З. просила решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконное и необоснованное, поскольку вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях относительно жалобы представитель Игнатьева В.И. по доверенности Федорова Е.Л. полагала решение Анапского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2014 года законным и обоснованным, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения, заслушав объяснения представителя Игнатьева В.И. по доверенности Федорову Е.Л., судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, " ... " года Игнатьеву В.И., как военнослужащему, проходившему военную службу, и членам его семьи (Игнатьевой О.В. 1954 г.р., Игнатьеву С.В. 1975 г.р., Игнатьеву А.В. 1977 г.р.) в закрытом военном городке была предоставлена служебная
квартира площадью " ... " кв.м. по адресу: г. Анапа, " ... " , в которой истец проживал на момент обращения в суд.
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Следовательно, после предоставления служебного жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в закрытых военных городках, они считаются обеспеченными жилыми помещениями на весь срок военной службы в закрытых военных городках и оснований для внесения их в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
Судебной коллегией установлено, что на момент предоставления квартиры " ... " на состав семьи из четырех человек, ее жилая площадь соответствовала норме, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденные решением исполкома Краснодарского крайсовета народных депутатов от 26.12.1984 N 734, действовавшими до опубликования постановления главы администрации Краснодарского края от 03.10.2005 N 899 "О признании утратившими силу отдельных правовых актов Краснодарского края".
Соответственно оснований для признания Игнатьева В.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий по указанным основаниям в период прохождения военной службы не имелось.
В " ... " году Игнатьев В.И. был уволен в запас по болезни. Календарная выслуга лет Игнатьева В.И. на момент увольнения составляла 22 года 10 месяцев, что следует из выписки из приказа командующего войсками противовоздушной обороны " ... " от " ... " г.
Согласно заявленным требованиям, после увольнения с военной службы у Игнатьева В.И. возникла необходимость в улучшении жилищных условий.
Обосновывая заявленные требования, истец указал на 100 % износ здания, в котором расположена квартира, отсутствие центрального водоснабжения, отопления и частые случая отключения электроэнергии.
Удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции оставлено без внимания, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Так, согласно п.п. 1, 2 Положения, настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
При этом процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Вместе с тем занимаемое истцом помещение непригодным для проживания в установленном порядке признано не было, доказательств обратного суду не представлено. Процедура, предусмотренная Положением, о признании жилого помещения непригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, соблюдена не была.
Более того, в силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
Согласно п.п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями военнослужащих при увольнении с военной службы возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с органов местного самоуправления снята обязанность по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Как следует из ответа заместителя главы МО город-курорт Анапа от " ... " N " ... " , после снятия с органа местного самоуправления обязанности по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, уполномоченным органом по вопросу обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, на территории Краснодарского края является департамент по делам казачества и работе с военнослужащими администрации Краснодарского края.
Согласно ответу департамента по делам казачества и работе с военнослужащими администрации Краснодарского края от " ... " N " ... " , решение жилищного вопроса истца, как уволенного военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, возложено на федеральные органы исполнительной власти.
По мнению судебной коллегии, право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему, либо лицу, уволенному с военной службы по болезни, необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что Игнатьев В.И. состоит или состоял до " ... " в качестве нуждающегося в жилом помещении, доказательств обратного в материалах дела не имеется, однако суд оставил указанное обстоятельство без внимания.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения заявленных Игнатьевым В.И. требований.
Пункты 2 - 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ гласят, что недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Поскольку судом первой инстанции указанные выше обстоятельства оставлены без внимания, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных Игнатьевым В.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по доверенности Сахарчук С.З. удовлетворить.
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Игнатьев В.И. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о предоставлении в собственность жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.