Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
Судей Шелудько В.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Лукки А.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Супруна В.С. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Никонов А.А., действующий как законный представитель в интересах несовершеннолетней Никоновой П.А., обратился в суд с иском к администрации МО город Краснодар о предоставлении жилого помещения в связи с признанием жилого дома аварийным.
Свои требования мотивировал тем, что собственником квартиры " номер обезличен " расположенной по адресу: " адрес обезличен " , является несовершеннолетняя Никонова Полина Александровна. Указанная квартира общей площадью 61,1 кв.м. состоит из 2 (двух) жилых комнат.
Согласно заключению Межведомственной комиссии администрации МО г. Краснодар по использованию жилищного фонда от 16 мая 2012 года многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения администрацией МО г. Краснодар издано Постановление от 26 апреля 2013 года N 3009 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по " адрес обезличен " ". В соответствии с п. 2 данного Постановления администрации МО г. Краснодара собственникам надлежало осуществить снос квартир, в частности квартиры " номер обезличен " , в срок до 01 октября 2013 года, о чем имеется уведомление МКУ МО г. Краснодар "Управление жилищного хозяйства" от 07 мая 2013 года " номер обезличен " В указанный срок квартиры снесены не были. Затем Управлением по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар собственнику квартиры " адрес обезличен " , 10 января 2014 года было направлено "Уведомление на просмотр квартиры" от 10 января 2014 года " номер обезличен " . Администрацией МО г. Краснодар предлагалась квартира " номер обезличен " двухкомнатная, общей площадью 59,6 кв.м., расположенная по адресу: " адрес обезличен " . В уведомлении Администрацией МО г. Краснодар также сообщалась просьба о заключении соглашения о мене жилыми помещениями квартиры " номер обезличен " (принадлежащей собственнику) и квартиры " номер обезличен " муниципального жилищного фонда. Тем самым выразив согласие на предоставление квартиры в обмен на имеющуюся у собственника. Однако, такое соглашение не заключалось в связи с тем, что предоставляемая в обмен квартира " номер обезличен " муниципального фонда меньшей площади, чем занимаемая собственником квартира " номер обезличен " . Полагал, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, и что при таких обстоятельствах администрация МО город Краснодар обязана предоставить собственнику равноценное жилое помещение, а именно двухкомнатную квартиру площадью не менее 61,1 кв.м. в обмен на имеющуюся у собственника двухкомнатную квартиру площадью 61,1 кв.м. Просил суд обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить собственнику двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 61,1 кв.м. муниципального жилищного фонда в обмен на принадлежащую собственнику квартиру " номер обезличен " , расположенную по адресу: " адрес обезличен " .
В судебном заседании представитель истца Стрельцова М.П., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что все коммуникации в доме отключены и только две квартиры еще не расселены, в т.ч. истца. АМО г. Краснодар предоставила шесть квартир в порядке обмена. Полагала, что Уведомление на просмотр квартиры от 10 января 2014 года " номер обезличен " администрацией МО г. Краснодар, в котором предлагалась квартира " номер обезличен " двухкомнатная, общей площадью 59,6 кв.м., расположенная по адресу: " адрес обезличен " и просьба администрации МО г. Краснодар о заключении соглашения о мене жилыми помещениями квартиры " номер обезличен " (принадлежащей собственнику) и квартиры " номер обезличен " муниципального жилищного фонда выражает согласие АМО г. Краснодар на предоставление квартиры в обмен на имеющуюся у собственника. Считала, что просьба администрации МО г. Краснодар о заключении соглашения о мене жилыми помещениями предполагает соблюдение всех нормативных требований, в противном случае Уведомление АМО г. Краснодар на просмотр квартиры от 10 января 2014 года " номер обезличен " являлось бы незаконным, как и состоявшийся обмен еще двух квартир собственников аварийного дома по указанному адресу. Поскольку собственником квартиры является несовершеннолетний, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель администрации МО г. Краснодар Супрун B.C., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что многоквартирный жилой дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Администрацией муниципального образования город Краснодар земельный участок под жилым домом вместе с находящимися в доме жилыми помещениями не изымался. В настоящее время истец проживает в собственной квартире, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. Полагал, что возникшие между истцом и ответчиками отношения не регулируются положениями части 10 статьи 32 ЖК РФ.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2014 года исковые требования Никонова А.А. удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить собственнику квартиры " номер обезличен " , расположенной по адресу: " адрес обезличен " , несовершеннолетней Никоновой Полине Александровне двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 61,1 кв.м. муниципального жилищного фонда в обмен на принадлежащую собственнику квартиру " номер обезличен " , расположенную по адресу: " адрес обезличен " .
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Супрун В.С. просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Никонова А.А. по доверенности Стрельцову М.П., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании установлено, что на основании Свидетельства о государственной регистрации права " номер обезличен " от 04 марта 2010 года собственником квартиры " номер обезличен " , расположенной по адресу: " адрес обезличен " , кадастровый (или условный) номер: " номер обезличен " является Никонова Полина Александровна, " дата обезличена " года рождения. Никонова П.А. является несовершеннолетней, что подтверждается Свидетельством о рождении " номер обезличен " . Общая площадь квартиры, принадлежащей Никоновой П.А. на праве собственности, согласно кадастровому паспорту помещения от 16 марта 2008 года составляет 61,1 кв.м.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры) " номер обезличен " в доме " номер обезличен " по " адрес обезличен " , выданного ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 04 августа 2009 года, указанная квартира состоит из: прихожей, ванной, кухни, коридора, 2 (двух) шкафов, 2 (двух) жилых комнат.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем АМО г. Краснодар в судебном заседании, Межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда 16.05.2012 года дано заключение о признании многоквартирного дома " номер обезличен " по " адрес обезличен " аварийным и подлежащим сносу. На основании указанного заключения Администрацией МО г. Краснодар издано Постановление от 26.04.2013 " номер обезличен " "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по " адрес обезличен " ".
В соответствии с п. 2 данного Постановления Администрации МО г. Краснодара собственникам надлежало осуществить снос квартир, в том числе и квартиры " номер обезличен " , в срок до 01.10.2013 г.
Как следует из Постановления " номер обезличен " квартиры " номер обезличен " занимают граждане по договору социального найма, а квартиры " номер обезличен " , " номер обезличен " , " номер обезличен " , " номер обезличен " , 8 ? принадлежат гражданам на праве собственности.
Во исполнение вышеназванного Постановления " номер обезличен " МКУ МО г. Краснодар "Управление жилищного хозяйства" Никоновой П.А. направлено уведомление от 07.05.13 " номер обезличен " о необходимости осуществить снос помещений, принадлежащих ей на праве собственности, в срок до 01.10.2013 года.
В дальнейшем, Постановлением АМО г. Краснодар от 03.06.2013 г. " номер обезличен " "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.04.2013 " номер обезличен " "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по " адрес обезличен " " в приложение " номер обезличен " внесены редакционные изменения и в список квартир, занимающих гражданами по договору социального найма, включена квартира " номер обезличен " . В указанный срок квартиры снесены не были.
10.01.2014 года Управлением по жилищным вопросам Администрации МО г. Краснодар собственнику квартиры " номер обезличен " , расположенной по адресу: " адрес обезличен " , было направлено "Уведомление на просмотр квартиры" от 10.01.2014 " номер обезличен " . Администрацией МО г. Краснодар предлагалась квартира " номер обезличен " двухкомнатная, общей площадью 59,6 кв.м., расположенная по адресу: " адрес обезличен " . В уведомлении Администрацией МО г. Краснодар также сообщалась просьба о заключении соглашения о мене жилыми помещениями квартиры " номер обезличен " (принадлежащей собственнику) и квартиры " номер обезличен " муниципального жилищного фонда.
Тем самым, выражено согласие Администрации муниципального образования г. Краснодар на предоставление квартиры муниципального жилищного фонда в обмен на имеющуюся у собственника Никоновой П.А. Как достоверно установлено судом, такое соглашение не заключалось по причине того, что предоставляемая в обмен квартира " номер обезличен " муниципального жилищного фонда меньшей площади, чем занимаемая собственником квартира " номер обезличен " на 1,5 кв.м. Заявление об отказе заключить соглашение о мене жилыми помещениями квартиры " номер обезличен " (принадлежащей собственнику) и квартиры " номер обезличен " муниципального жилищного фонда от имени Никоновой П.А. 10.02.2014 года подписала Никонова О.А., мать несовершеннолетней, действующая как её законный представитель.
В судебном заседании было установлено, что из 8 (восьми) квартир 6 (шесть) расселены, в т.ч. и путем заключении соглашения о мене жилыми помещениями. Данный факт не оспаривался представителем Администрации муниципального образования г. Краснодар.
Доказательств, подтверждающих факт предложения истцу ещё какой-либо квартиры взамен имеющейся в собственности до настоящего времени, не представлено, а также не представлено данных о том, что Никоновой П.А. предлагалось выкупить принадлежащую ей на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. От 08.04.2013 N 311) "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее ? комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения ? о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается пригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем реконструкции.
Судом установлено, что заключение о признании многоквартирного дома " адрес обезличен " аварийным и подлежащим сносу дано Межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда 16.05.2012 года.
Как следует из п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо органа местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу ил реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
На основании указанного выше заключения межведомственной комиссии Администрацией МО г. Краснодар издано Постановление от 26.04.2013 " номер обезличен " "О дальнейшем использовании- помещений многоквартирного дома по " адрес обезличен " ". В соответствии с п. 2 данного Постановления Администрации МО г. Краснодара собственникам надлежало осуществить снос квартир, в том числе и квартиры " номер обезличен " в срок до 01.10.2013 года
Согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
На основании Уведомления от 07.05.13 " номер обезличен " о необходимости осуществить снос помещений, принадлежащих на праве собственности, в срок до 01.10.2013 года органом, принявшим решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме предъявлялись требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т. е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8 части 32 ЖК РФ).
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку собственники квартир в доме по " адрес обезличен " не осуществили снос аварийного дома в разумный срок, то администрацией МО г. Краснодар должен быть изъят для муниципальных нужд, однако АМО г. Краснодар уклоняется от этого, тем самым нарушает права несовершеннолетней Никоновой П.А. на предоставление другого жилья взамен аварийного.
Доводы жалобы о том, что исходя из положений ст. ст. 9, 52, 57 ЖК РФ предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в т.ч. и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец не заявляет требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в т.ч. и во внеочередном порядке.
Согласно п.п. "и" п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 14 требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как указано в разделе II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Утвержден Президиумом ВС РФ 29 апреля 2014 г.): В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ, содержащимися в Постановлении от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Поскольку в материалы дела предоставлено письменное предложение органа местного самоуправления заключить соглашение о мене жилыми помещениями, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что соглашение сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого имелось, в связи с чем на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить собственника изымаемого помещения другим равноценным жилым помещением
Учитывая, что Никоновой П.А. не было предоставлено жилое помещение взамен имеющейся квартиры находящейся в собственности до настоящего времени, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено, что администрация МО г. Краснодар уклоняется от изъятия, тем самым нарушая права несовершеннолетней Никоновой П.А. на предоставление другого жилья взамен аварийного.
Доводы жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований, являются несостоятельными и противоречат материалам дела.
Другие доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.