Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу Крестьянникова А.А. на постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 14 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 14 марта 2013 года гражданин Республики Казахстан Крестьянников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 300 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе Крестьянников А.А. просит постановление судьи отменить, считая его незаконным, и направить дело на новое рассмотрение, либо постановление изменить, считая необоснованным назначение ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения постановления судьи.
Часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики Казахстан Крестьянников А.А., въехав на территорию Российской Федерации 19 октября 2012 года, в нарушение пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания до 16 января 2013 года.
Факт совершения Крестьянниковым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника УФМС России по Приморскому краю Пупкова А.В., письменными объяснениями Крестьянникова А.А., копией его паспорта, уведомлением о прибытии иностранного гражданина, миграционной картой, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, Крестьянников А.А., являясь иностранным гражданином, по истечении срока временного пребывания продолжил проживать на территории Российской Федерации при отсутствии у него документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в связи с чем в постановлении судьи сделан правильный вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям.
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В силу статьей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное статьей 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, учитывая место и роль международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства.
Следовательно, решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, вступившей в силу для России 5 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу универсальности норм международного права приведенные положения Конвенции не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим, по смыслу положений указанной Конвенции административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
При назначении Крестьянникову А.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья не учел наличие у данного лица членов семьи - матери Крестьянниковой Л.С., проживающей на территории Российской Федерации и являющейся гражданами Российской Федерации. Фактически при рассмотрении дела сведения о составе семьи Крестьянникова А.А. судьей не исследовались.
Поэтому доводы жалобы в части необоснованного назначения Крестьянникову А.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации заслуживают внимания, поскольку применение к данному лицу такой меры ответственности с учетом ее соразмерности не соответствует целям административного наказания и ведет к нарушению справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом изложенного постановление судьи подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Крестьянникову А.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 14 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Крестьянникова А.А. изменить.
Исключить из постановления назначение Крестьянникову А.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 14 марта 2013 года, вынесенное в отношении Крестьянникова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.