Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО " ... " на постановление судьи Советского районного суда города Владивостока от 11 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Советского районного суда города Владивостока от 11 апреля 2013 года ОАО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе ОАО " ... " ставится вопрос об отмене постановления судьи как незаконного, прекращении производства по делу об административном правонарушении, при возбуждении которого были допущены существенные нарушения норм процессуального права, судьей дана неправильная квалификация содеянного.
Выслушав объяснения защитника ОАО " ... " Шепель В.М., заключение военного прокурора Храпейчука В.В. о законности постановления судьи, изучив материалы дела, доводы жалобы, полагаю, что оснований для отмены постановления не имеется в силу следующего.
Ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарными правилами содержания территории населенных мест от 5 августа 1988 года N 42-128-4690-88 определен порядок организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, согласно которому: система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта (пункт 1.2); при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз) (пункт 2.2.1); для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры (пункт 2.2.2.); ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом (пункт 2.2.10.).
Как следует из материалов дела, 2 августа 2010 года между Министерством обороны РФ и ОАО " ... " был заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации. Целью настоящего договора согласно пункту 1.1. является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде.
Согласно перечню N 1 к дополнительному соглашению от 4 апреля 2011 года к договору управления от 2 августа 2010 года жилой дом "адрес" передан в управление ОАО " ... ".
Проведенной 25 января 2013 года военной прокуратурой Владивостокского гарнизона с привлечением специалистов ФГУ "1029 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора военного округа" проверкой установлено, что на придомовой территории жилого дома "адрес" для сбора и временного хранения ТБО оборудована специальная площадка с бетонным покрытием, на которой установлены металлические контейнеры, при этом своевременный вывоз ТБО и уборка просыпавшегося мусора не производится. На момент обследования придомовой территории контейнеры переполнены, мусор складируется на контейнерную площадку и прилегающую территорию, включающую газоны, образуя несанкционированную свалку и загрязняя почву.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки органа государственного контроля (надзора) от 28 января 2013 года, договором от 2 августа 2010 года, государственным контрактом N 3-КЛ от 1 октября 2011 года, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 февраля 2013 года и другими материалами дела.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дав анализ действующему законодательству в области охраны окружающей среды, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО " ... " административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ОАО " ... " в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела и требований статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что описанные выше действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основан на ошибочном понимании закона.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами потребления установлена статьей 8.2 Кодекса.
Статьей 6.3 Кодекса установлена общая норма об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в то время как статья 8.2 Кодекса - специальная норма.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм, содержащихся в статье 6.3 Кодекса, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Поскольку, объектом выявленного правонарушения явились общественные отношения, возникшие при обращении с отходами потребления, квалификация действий ОАО " ... " по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правильной.
Довод о ненадлежащем извещении ОАО " ... " о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, изложенный обществом в дополнительной жалобе, нахожу несостоятельным вследствие противоречия материалам дела.
Извещение о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении законному представителю ОАО " ... " было направлено 1 февраля 2013 года по адресу: "адрес" (л.д. 66). Данное извещение согласно отметке почтового уведомления было получено адресатом 13 февраля 2013 года.
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол составляется в его отсутствие.
В силу ст. 28.4 Кодекса постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении приравнивается к протоколу об административном правонарушении.
Следовательно, вынося 15 февраля 2013 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ОАО " ... ", надлежаще извещенного о месте и времени совершения данного процессуального действия, врио военного прокурора Владивостокского гарнизона не допустил нарушений закона.
Таким образом, вопреки доводам жалобы нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права в рамках дела, возбужденного в отношении ОАО " ... ", допущено не было, оснований для отмены постановления судьи Советского районного суда города Владивостока и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Советского районного суда города Владивостока от 11 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОАО " ... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.