Судья Приморского краевого суда Туктамышева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Линь Шанкунь - ФИО7 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Владивостока от 26 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Владивостока от 26 марта 2014 года гражданин КНР Линь Шанкунь признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда из РФ.
В жалобе защитник Линь Шанкунь - ФИО8 просит постановление районного суда изменить путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения, указав, что при назначении наказания не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Выслушав защитника Линь Шанкунь - ФИО9 гражданина КНР Линь Шанкунь, действующего через переводчика китайского языка ФИО10 , изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2014 года в 10 часов 00 минут отделом иммиграционного контроля было установлено, что гражданин КНР Линь Шанкунь въехал на территорию РФ 12 января 2014 года и находился на территории РФ более разрешенного срока пребывания, чем нарушил режим пребывания в РФ, а именно уклонился от выезда из РФ по истечении разрешенного срока пребывания (срок пребывания до 19 марта 2014 года). Гражданин КНР Линь Шанкунь нарушил требования статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения Линь Шанкунь административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортом старшего инспектора ОИК УФМС России по Приморского края ФИО11 , письменными объяснениями Линь Шанкунь, копией визы, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения Линь Шанкунь признал в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное выше, полагаю, что решение судьи о признании виновным Линь Шанкунь в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Вместе с тем прихожу к выводу, что решение о назначении Линь Шанкунь дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации принято судьей без достаточных к тому оснований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Следовательно, при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении дополнительного наказания судьей не были полно проверены данные о личности Линь Шанкунь, в частности наличие у него близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Так, из представленных материалов следует, что Линь Шанкунь состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Линь ( ФИО12 , от брака имеют совместного ребенка - Линь Тимофея, 2011 года рождения. В настоящее время ФИО13 состоит на учете по беременности у врача акушера-гинеколога КГБУЗ "ВРД N1".
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни; не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
С учетом этого и принимая во внимание, что в случае административного выдворения Линь Шанкунь за пределы Российской Федерации ему в течение пяти лет будет запрещен въезд в Российскую Федерацию (п.2 ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"), прихожу к выводу, что столь длительное ограничение права Линь Шанкунь на общение с семьей не соответствует соразмерности публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, а также принципу невмешательства со стороны публичных властей в осуществление человеком права на уважение его личной и семейной жизни.
При этом необходимость применения к Линь Шанкунь административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами не установлена.
Учитывая вышеизложенное, считаю возможным изменить постановление судьи, исключив из него указание о назначении Линь Шанкунь дополнительного наказания в виде административного выдворения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Владивостока от 26 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Линь Шанкунь изменить, исключить указание о назначении Линь Шанкунь дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части оставить это постановление без изменения.
Судья О.В. Туктамышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.