Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО "Данил" на решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "Данил",
УСТАНОВИЛА:
Решением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 июня 2014 года ООО "Данил" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... руб.
В жалобе на судебное решение защитник ООО "Данил" просит о его отмене как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО "Данил" Люденко М.А., заключение прокурора Звягинцевой Т.А., оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматриваю
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 10 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой города Дальнегорска совместно с представителями Дальнегорского отдела УФМС России по Приморскому краю проведена проверка исполнения миграционного законодательства, регламентирующего порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, на территории Дальнегорского городского округа, в ходе которой установлено, что в период с 14 апреля 2014 года по 17 апреля 2014 года ООО "Данил" привлекло для работы на пилораме, расположенной по адресу: "адрес" , для переработки леса гражданина КНР Лян Минси, не имеющего гражданства РФ. Трудовая деятельность Лян Минси осуществлялась без наличия разрешения на привлечение к ней ООО "Данил".
Указанный гражданин не относится к категории иностранных граждан, перечисленных в части 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года, на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу.
Привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности на территории Российской Федерации при отсутствии у него разрешения на работу, когда такое разрешение в силу закона является обязательным, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Признав совокупность имеющихся в материалах дела доказательств достаточной для вывода о том, что ООО "Данил" привлекло к трудовой деятельности гражданина КНР Лян Минси, не имеющего разрешение на работу, когда такое разрешение требуется в силу закона, судья сделал обоснованный вывод о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы судьи аргументированы и подтверждаются: актом проверки от 23 апреля 2014 года N 13 (л.д. 4-5), объяснениями гражданина КНР Лян Минси от 17 апреля 2014 года (л.д. 16-17), постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина КНР Лян Минси от 17 апреля 2014 года (л.д. 18), другими материалами дела об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда вынесено решение вместо постановления по делу не влечет отмену правильного по существу судебного акта.
Допущенное судьей районного суда процессуальное нарушение не является существенным, поскольку не повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
Указание заявителя о допущенных судьёй процессуальных нарушениях, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности и не извещенного о месте и времени судебного разбирательства не может быть признано обоснованным, поскольку не соответствует материалам дела.
6 июня 2014 года в адрес юридического лица ООО "Данил" было направлено судебное извещение о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 22). Почтовый конверт с судебным извещением вернулся в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 23-24).
Указанный способ извещения согласуется с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предусмотрено, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Неявка адресата за получением судебного извещения не может свидетельствовать о том, что извещение лица было ненадлежащим.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что права юридического лица на судебную защиту нарушены, не имеется.
Дополнительный довод защитника ООО "Данил" о том, что вина юридического лица в незаконном привлечении к труду иностранного гражданина отсутствует, поскольку гражданин КНР был допущен к труду по личному распоряжению временно исполняющего обязанности директора общества Клевакина Г.И., не ставит под сомнение правильность состоявшегося по делу постановления.
Общие принципы применения административной ответственности к юридическим лицам определяются в статье 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 названной статьи юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса или законами субъектов об административных правонарушениях.
Юридическое лицо в лице его должностных лиц обязано организовать свою деятельность таким образом, чтобы исключить нарушение действующего законодательства Российской Федерации в том числе и со стороны его работников. Недолжная организация труда на предприятии, неприложение требуемых усилий для предупреждения правонарушений, позволяющие отдельным работникам предприятия неуважительно относиться к исполнению законодательства Российской Федерации, свидетельствует о наличии вины общества в совершении административного правонарушения.
Нарушение ООО "Данил" требований миграционного законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по части 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Трудовая деятельность гражданина КНР Лян Минси осуществлялась на территории ООО "Данил", на оборудовании, принадлежащем предприятию, в интересах предприятия, и, соответственно, юридическое лицо несет ответственность за ненадлежащее выполнение его работниками своих служебных обязанностей.
При указанных обстоятельствах ООО "Данил" следует признать надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделав вывод о доказанности вины общества в нарушении правил привлечения иностранного гражданина к труду.
Постановление о привлечении ООО "Данил" к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными частью 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. назначено юридическому лицу с учетом вышеизложенных требований действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "Данил" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Данил" - без удовлетворения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.