Судья Приморского краевого суда Кудрина Я.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника гражданки ... Мирзаханян Н.В. на постановление судьи Пограничного районного суда Приморского края от 25 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Пограничного районного суда Приморского края от 25 января 2014 года гражданка ... Мирзаханян Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Защитником Мирзаханян Н.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об изменении постановления судьи путем исключения указания на назначение наказания в виде административного выдворения.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения Мирзаханян Н.В., защитника Мирзаханян Н.В. - Суханова С.В., считаю, что постановление судьи подлежит изменению.
Ответственность по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 по адресу: "адрес" была выявлена гражданка республики ... Мирзаханян Н.В., нарушившая режим пребывания в Российской Федерации, уклонившись от выезда по истечении разрешенного срока пребывания (срок пребывания до 10 декабря 2012 года).
Факт совершения Мирзаханян Н.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судьей в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: докладной запиской специалиста-эксперта отделения N 1 ОПНМ N 3 УФМС России по Приморскому краю, протоколом об административном правонарушении N от 25 января 2014 года, копией миграционной карты, объяснением Мирзаханян Н.В.
С учетом изложенного вывод судьи о виновности Мирзаханян Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
В то же время, соглашаясь с доводами жалобы защитника, прихожу к выводу, что решение о назначении Мирзаханян Н.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации принято судьей без достаточных к тому оснований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
Из представленных Мирзаханян Н.В. доказательств следует, что ее родители, а также братья являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни; не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
С учетом этого и принимая во внимание, что в случае административного выдворения Мирзаханян Н.В. за пределы Российской Федерации ей в течение пяти лет будет запрещен въезд в Российскую Федерацию (п.2 ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"), прихожу к выводу, что столь длительное ограничение права Мирзаханян Н.В. на общение с близкими родственниками не соответствует соразмерности публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, а также принципу невмешательства со стороны публичных властей в осуществление человеком права на уважение его личной и семейной жизни.
При этом необходимость применения к Мирзаханян Н.В. административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, не установлена.
Учитывая вышеизложенное, считаю возможным изменить постановление судьи, исключив из него указание о назначении Мирзаханян Н.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения, ограничившись административным штрафом в размере двух тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление судьи Пограничного районного суда Приморского края от 25 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мирзаханян Н.В. изменить.
Исключить из резолютивной части постановления указание на назначение Мирзаханян Н.В. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Я.Г. Кудрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.