Судья Приморского краевого суда Ильиных Е.А., рассмотрев жалобу представителя Департамента лесного хозяйства "адрес" , протест и.о. природоохранного межрайонного прокурора на решение судьи Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО " ... " Избушева Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор ОАО " ... " Избушев Е.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление отменено, производство по делу прекращено.
Представителем Департамента лесного хозяйства "адрес" подана жалоба, и.о. природоохранного межрайонного прокурора принесен протест, в которых ставится вопрос об отмене решения судьи со ссылкой на его незаконность.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента лесного хозяйства "адрес" Николаева Е.Г., представителя директора ОАО " ... " Избушева Е.С. - Исакову Е.П., заключение прокурора Герасимова А.Г., полагавшего постановление подлежащим отмене, считаю, что оснований для отмены решения судьи не имеется.
Согласно требованиям статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности генерального директора ОАО " ... " Избушева Е.С. послужил тот факт, что Избушев Е.С., являясь должностным лицом и лесопользователем в соответствии с договором аренды лесного участка для заготовки древесины N от ДД.ММ.ГГГГ , в нарушение статьи 5 Федерального закона N 201-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" по договору на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие согласия арендодателя передал права и обязанности по вышеуказанному договору аренды лесного участка другому лицу - ИП Ивчину С.М. Должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что договор подряда является документом, фактически передающим права и обязанности по договору аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ от ОАО " ... " ИП Ивчину С.М., в связи с чем в действиях генерального директора ОАО " ... " усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судьей районного суда правильно приняты во внимание положения пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, относят отсутствие состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако, при этом, отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В данном случае судья правомерно исходил из того, что отсутствие субъекта, как элемента состава административного правонарушения, свидетельствует о недоказанности в целом состава правонарушения.
Ответственность по статье 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков.
Объектами правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности, предшествующей собственно лесопользованию, то есть состоящей в осуществлении уполномоченными должностными лицами в сфере управления использованием и охраной лесов ряда юридических действий, связанных с предоставлением лесов для их использования.
Субъектами правонарушений являются должностные лица, в соответствии с нормативными правовыми актами или по занимаемому служебному положению выполняющие функции по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением лесных участков, так и без такового.
В данном случае, сфера действия статьи 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях распространяется исключительно на должностных лиц государственных и муниципальных органов, принимающих решения о предоставлении лесов (лесных участков) для их использования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ).
Установив, что генеральный директор ОАО " ... " Избушев Е.С. не является должностным лицом, уполномоченным на предоставление лесных участков гражданам и юридическим лицам, судьей районного суда обоснованно принято решение об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы должностного лица административного органа о том, что Избушевым Е.С. в нарушение закона фактически осуществлена переуступка права пользования, поскольку договор от ДД.ММ.ГГГГ по сути является договором перенайма, не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку может расцениваться как нарушение условий договора аренды лесного участка, а не как нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования. В данном случае состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагает наличие специального субъекта правонарушения, которым Избушев Е.С., генеральный директор ОАО " ... ", не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
решение судьи Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу представителя Департамента лесного хозяйства "адрес" , протест и.о. природоохранного межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Судья Е.А. Ильиных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.