Судья Приморского краевого суда Ильиных Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гришаева ФИО7 на решение судьи Артемовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... " Гришаева А.М.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДВО Ространснадзора N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заместитель главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... " Гришаев А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Артемовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Гришаева А.М. - без удовлетворения.
Заместитель главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... " Гришаев А.М. подал жалобу, в которой просит решение судьи отменить по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав защитника Гришаева А.М. - Верещагину Н.В., представителя УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Ломова Н.В., полагаю, что оснований для отмены решения судьи не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... " Гришаева А.М. были соблюдены.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вывод суда является правильным.
Ответственность по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства определят сферу регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Анализ части 2 статьи 4 указанного закона свидетельствует, что транспортная безопасность обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Указанные Требования образуют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно положениям части 5 статьи 1 закона о транспортной безопасности объектом транспортной инфраструктуры признается технологический комплекс, включающий в себя: а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; б) метрополитены; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, искусственные острова, установки, сооружения; ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО " ... " является собственником объектов транспортной инфраструктуры, включенных в Реестр категорированных объектов (9 участков железнодорожных путей, 2 станции и 2 депо).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в отношении ОАО " ... ".
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности, выразившиеся в неисполнении ОАО " ... " обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а именно: не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ ОАО " ... " и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении общества в Реестр категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ; не разработан, не утвержден и не реализован порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ ОАО " ... " и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/ил ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие; не информированы в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на ОТИ ОАО " ... ", а также юридические лица о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ ОАО " ... " в части, их касающейся, включая запрещение прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без согласования условий допуска; не установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев; ОТИ ОАО " ... " третьей и четвертой категорий не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДВО Ространснадзора дела об административном правонарушении.
В отношении должностного лица - заместителя главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... " Гришаева А.М. составлен протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения которого по факту выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности вынесено постановление N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей в порядке статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Довод жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения правомерно признан судьей необоснованным.
В силу статьи 4 закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 закона, субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В данном случае, судья верно исходил из положений статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющих, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с Уставом ОАО " ... " общество осуществляет, в том числе, следующие основные виды деятельности: перевозка грузов с использованием железнодорожного транспорта, содержание, эксплуатация и ремонт железнодорожных подъездных путей, зданий и сооружений, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка грузов, транспортно-экспедиционная деятельность и т.д.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что Гришаев А.М. является заместителем главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... ", лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта ОАО " ... ", на него возложена обязанность по организации работы по выполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ ).
В соответствии с должностной инструкцией лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в ОАО " ... ", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ , должностное лицо, в том числе, осуществляет руководство деятельностью службы транспортной безопасности ОТИ, осуществляет контроль за обеспечением состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры предприятия и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Из листа согласования следует, что Гришаев А.М. ознакомлен с инструкцией ДД.ММ.ГГГГ .
Кроме того, в соответствии с должностной инструкцией заместителя главного инженера по безопасности движения и охране труда, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ , должностное лицо несет ответственность за ведение постоянного надзора за безопасностью движения, технической, личной безопасностью, охраной труда и промсанитарии (пункт 5.2), осуществляет постоянный надзор за безопасностью движения поездов, охраной труда, безопасной эксплуатацией электроустановок, подвижного состава, оборудования предприятия (пункт 2.24), а также осуществляет работу по реализации требований и мер по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте (пункт 2.33).
Гришаев А.М., являясь заместителем главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... ", наделен административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, на него, как на ответственного за соблюдение требований законодательства Российской Федерации возложена обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с установленными требованиями и правилами.
Осуществляя свои должностные полномочия, Гришаев А.М. не принял достаточных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности и допустил бездействие, повлекшее нарушение законодательства в области транспортной безопасности, соответственно, в связи с чем, он правомерно признан субъектом вышеуказанного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В материалах дела нет доказательств невозможности соблюдения должностным лицом требований правил транспортной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований пожарной безопасности.
Довод жалобы о том, принадлежащие ОАО " ... " объекты - 9 участков железнодорожных путей, 2 станции и 2 депо - не подпадают под определение объектов транспортной инфраструктуры, указанному в законе о транспортной безопасности, в связи с чем в действиях Гришаева А.М. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, признаются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с которым компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя следующие сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах: 1) номер по Реестру; 2) дата внесения в Реестр; 3) полное наименование объекта транспортной инфраструктуры или полное наименование транспортного средства; 4) собственник, а также иной субъект транспортной инфраструктуры, не являющейся собственником; юридический и фактический адрес; наименование; организационно-правовая форма; регистрационный номер и дата внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; адрес местонахождения объекта транспортной инфраструктуры; 5) основания для внесения в Реестр (категория); 6) дата присвоения категории и категория; 7) дата и основание пересмотра присвоенной категории и категория; 8) дата исключения из Реестра; 9) основания для исключения из Реестра.
Из представленных материалов следует, что в Реестр категорированных объектов за номерами НГС N , НГС N , НЮЛ N , НЮЛ N , НЮЛ N , НЮА N , НЮА N , НЮА N , НЮА N , НЮЛ N , НЮА N , НЛР N , НХЛ N включены объекты, принадлежащие ОАО " ... ", а именно, эксплуатационное депо, ремонтное депо, ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" ), ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" ), ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" ), грузовая станция "адрес" , ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" -1), ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" -1), ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" -1), ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" ), грузовая станция "адрес" , ж/д путь необщего пользования (станция "адрес" ).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что принадлежащие ОАО " ... " объекты включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры в установленном законом порядке, а данных о том, что на сегодняшний день объекты исключены из Реестра или такое включение в Реестр является незаконным, не представлено, говорить о том, что указанные объекты не подпадают под определение объектов транспортной инфраструктуры, указанному в законе о транспортной безопасности, не представляется возможным.
Доводы жалобы были предметом обсуждения при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, и их обоснованность проверялась судьей.
Заявителем не были представлены иные доказательства, которые бы опровергали выводы судьи, основанные на исследованных материалах.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судьей установлены все фактические обстоятельства и сделан правильный вывод о правомерности привлечения должностного лица - заместителя главного инженера по безопасности движения и охране труда ОАО " ... " Гришаева А.М. к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
решение судьи Артемовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Е.А.Ильиных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.