Решение Приморского краевого суда от 22 января 2014 г. по делу N 21-70/2014
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Игнатьевой И.В. на решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хижняк Е.Ю. ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОУФМС России по Приморскому краю в Находкинском городском округе Томилиной О.В. от 26 июня 2013 года N 175578 должностное лицо - начальник отдела кадров ЗАО "Южморрыбфлот" Хижняк Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 августа 2013 года вынесенное в отношении Хижняк Е.Ю. постановление изменено в части указания сроков оплаты административного штрафа, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник Игнатьева И.В. подала жалобу, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу постановления и решения, как незаконных и необоснованных, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Игнатьевой И.В., прихожу к выводу о необходимости изменения постановления начальника ОУФМС России по Приморскому краю Томилиной О.В. от 26 июня 2013 года N 175578 и решения судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 августа 2013 года по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки, проведенной ОУФМС России по Приморскому краю в Находкинском городском округе 24 июня 2013 года, было установлено, что Хижняк Е.Ю., являющаяся начальником отдела кадров ЗАО "Южморрыбфлот", выступающего принимающей стороной в Российской Федерации гражданки КНДР Р.Ч.И. , не выполнила обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания указанного иностранного гражданина в Российской Федерации, а именно не поставила гражданку КНДР Р.Ч.И. на миграционный учет по месту пребывания ( "адрес" ) после окончания предыдущего срока временного пребывания, истекшего 29 мая 2013 года, чем нарушила требования статьи 35 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статей 20-22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Указанные действия Хижняк Е.Ю. были квалифицированны должностным лицом ОУФМС России по Приморскому краю в Находкинском городском округе по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.
В тоже время по делу установлено, что Хижняк Е.Ю., осуществляющая соответствующие функции в ЗАО "Южморрыбфлот", фактически не представила в органы УФМС России по Приморскому краю сведения о месте пребывания иностранного гражданина, после того, как гражданке КНДР Р.Ч.И. была выдана новая многократная рабочая виза сроком действия с 30 мая 2013 года по 28 февраля 2014 года, а предыдущий срок ее регистрации по месту пребывания в Российской Федерации ( "адрес" ) истек 29 мая 2013 года.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" учет иностранного гражданина по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 указанного Федерального закона, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи. Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи (часть 7 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ).
Поскольку в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания на территории Российской Федерации подлежат указанию реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, получение гражданкой КНДР Р.Ч.И. новой обыкновенной многократной рабочей визы и истечение прежнего срока ее пребывания в Российской Федерации возлагало на принимающую сторону - ЗАО "Южморрыбфлот" обязанность выполнить предусмотренные законом действия, необходимые для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Допущенные должностным лицом ЗАО "Южморрыбфлот" - Хижняк Е.Ю. нарушения требований миграционного законодательства образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, то есть неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Факт совершения указанным должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: рапортом старшего инспектора ОУФМС России по Приморскому краю в Находкинском городском округе С.И.А. от 24 июня 2013 года; протоколом об административном правонарушении от 24 июня 2013 года МС N 175578/1548; письменными объяснениями Хижняк Е.Ю. от 24 июня 2013 года, в которых она подтвердила, что является должностным лицом ЗАО "Южморрыбфлот", ответственным за полноту предоставления в УФМС России по Приморскому краю документов, необходимых для оформления разрешений на работу иностранных граждан, виз, приглашений, а также за оформление документов на право пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, за ведение миграционного учета иностранных граждан, постановку (снятие) их на миграционный учет по месту пребывания; уведомлением о прибытии гражданки КНДР Р.Ч.И. в место пребывания ( "адрес" сроком до 29 мая 2013 года; копией миграционной карты и копией многократной обыкновенной визы Р.Ч.И. сроком действия с 30 мая 2013 года по 28 февраля 2014 года; приказом генерального директора ЗАО "Южморрыбфлот" Е.А.В. от 10 января 2013 года N ЮЗ-П13000002/2, которым на Хижняк Е.Ю. возложены обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, порядка их регистрации, с оформлением документов на право пребывания в Российской Федерации, и с соблюдением правил миграционного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении судьей может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку частями 1 и 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрены составы правонарушений, имеющих один родовой объект посягательства, и, учитывая, что переквалификация действий не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также не изменяет подведомственности рассмотрения дела, прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий Хижняк Е.Ю. с части 1 статьи 18.9 КоАП РФ на часть 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Назначенное Хижняк Е.Ю. наказание соответствует санкции, установленной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в связи с чем, оно не подлежит изменению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на момент рассмотрения жалобы судьей Приморского краевого суда не истек.
Ссылка в жалобе на то, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении не были указаны сроки, в течение которых Хижняк Е.Ю. была обязана уведомить миграционные органы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания, не были указаны пункты статей Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", которые были нарушены Хижняк Е.Ю., с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не могут расцениваться в качестве существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод жалобы о том, что допущенное Хижняк Е.Ю. нарушение не повлекло за собой каких-либо вредных последствий, что свидетельствует о малозначительности правонарушения, не может являться основанием для отмены вынесенных по делу постановления и решения.
Исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения является правом, а не обязанностью судьи, должностного лица, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и характер допущенных Хижняк Е.Ю. нарушений, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что Хижняк Е.Ю. не может нести ответственность за совершение административного правонарушения как должностное лицо, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Как следует из содержания статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу своих должностных обязанностей, возложенных на Хижняк Е.Ю. в ЗАО "Южморрыбфлот" приказом, она была обязана принять меры по продлению в установленном порядке срока пребывания в Российской Федерации гражданки КНДР Р.Ч.И. .
Иные доводы жалобы не могут являться основанием для отмены вынесенных по делу постановления и решения, поскольку по существу приведенные заявителем доводы основаны на субъективной оценке имеющихся в деле доказательств, а также на неверном толковании положений действующего миграционного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю в Находкинском городском округе Томилиной О.В. от 26 июня 2013 года N 175578, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела кадров ЗАО "Южморрыбфлот" Хижняк Е.Ю. изменить.
Переквалифицировать действия Хижняк Е.Ю. с части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 15 августа 2013 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.