Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО "Биар" Климовой С.С. на решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 августа 2014 года по жалобе директора ООО "Биар" Климовой С.С. на постановление врио начальника отдела миграционного контроля УФМС России по Приморскому краю от 21 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением врио начальника отдела миграционного контроля УФМС России по Приморскому краю от 21 апреля 2014 года юридическое лицо ООО "Биар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, директор ООО "Биар" Климова С.С. обратилась в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 августа 2014 года, жалоба удовлетворена частично, оспариваемое постановление должностного лица изменено в части размера назначенного административного штрафа.
В жалобе на судебное решение директор ООО "Биар" Климова С.С. просит о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав инспектора отдела миграционного контроля УФМС России по Приморскому краю Багинскую А.М., прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определено положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Частью 9 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что 7 апреля 2014 года в 10 часов 00 минут по адресу: "адрес" , в ходе контрольно-проверочного мероприятия по проверке соблюдения законодательства было установлено, что ООО "Биар" 1 ноября 2013 года расторгло трудовой договор с гражданином Республики Узбекистан Муминовым ФИО7 . В трехдневный срок работодатель не уведомил орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в Приморском крае, о расторжении трудового договора с иностранным гражданином.
Установив данное обстоятельство, административный орган пришёл к выводу, что ООО "Биар" допустило нарушение части 9 статьи 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ, а именно: не уведомило в трехдневный срок орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в Приморском крае (Департамент труда и социального развития Приморского края) о расторжении трудового договора с иностранным гражданином - гражданином Узбекистана Муминовым Содик Хушматовичем. В этой связи действия ООО "Биар" были квалифицированы по части 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Соглашаясь с выводом административного органа о наличии в действиях ООО "Биар" состава указанного выше административного правонарушения, судья районного суда не учел, что неуведомление территориального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в Приморском крае о расторжении трудового договора с иностранным гражданином не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу буквального толкования положений части 9 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и части 3 статьи 18.15 Кодекса нарушением правил привлечения иностранным граждан к труду является: - неуведомление либо нарушение порядка уведомления компетентных органов о привлечении к труду иностранного гражданина или лица без гражданства; либо - неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы.
Понятия иностранного гражданина и иностранного работника определены в статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ.
Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранным работником признается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.
Как установлено материалами дела, Муминов ФИО8 , являясь гражданином Узбекистана, с 12 марта 2012 года до 16 ноября 2013 года был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: "адрес" (л.д.11)
Следовательно, Муминов С.Х., являясь иностранным гражданином, на момент расторжения трудового договора (1 ноября 2013 года) не являлся иностранным работником, поскольку временно проживал, а не пребывал на территории Российской Федерации.
Вследствие этого, у ООО "Биар" отсутствовала обязанность сообщать в Департамент труда и социального развития Приморского края о расторжении трудового договора с иностранным гражданином - Муминовым С.Х.
Поскольку юридическое лицо не допустило нарушений пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то законных оснований для вывода о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ, содержащимися в пункте 13.1 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, поскольку в действиях ООО "Биар" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление врио начальника отдела миграционного контроля УФМС России по Приморскому краю от 21 апреля 2014 года и судебное решение подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление врио начальника отдела миграционного контроля УФМС России по Приморскому краю от 21 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 августа 2014 года - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "Биар" - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.