судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лозенко И.А.
судей Марченко О.С., Степановой Е.В.
при секретаре Ким Л. М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маковецкой О.В. к Федеральному Казенному Учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Приморскому краю" о включении в расчет среднего заработка дополнительных премий, выплачиваемых в соответствии с приказом МО РФ от 26.07.2010 г. N 1010, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истицы Маковецкой О.В.
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07 октября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маковецкая О.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что работает ведущим технологом в Вещевой службе УРесО ТОФ (орган военного управления флота), является гражданским персоналом органа военного управления флота (Тихоокеанского), начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2001 года N 90.
Довольствующим органом Вещевой службы УРесО ТОФ является ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю". УФО МО РФ по ПК при начислении среднего дневного заработка для оплаты отпускных за период с 17.10.2012 по 16.10.2013 (с 27 мая по 02 июля 2013г.) не включило премии, полученные истицей по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 N 1010. Отказ в начислении ответчик обосновал тем, что указанные премии не включаются в расчет среднего заработка поскольку, были выплачены по отдельным решениям Министра обороны РФ. Вместе с тем премии, предусмотренные приказом МО РФ N 1010, установлены системой оплаты труда, поскольку формируются за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала, и относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Премия, предусмотренная приказом МО РФ N1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ, так как приказ МО РФ N 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц, кроме того, того, данные выплаты являются ежеквартальными. Просила суд обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" включить в расчет среднего заработка премии, предусмотренные приказом МО РФ N 1010 от 26.07.2010, взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения по Приморскому краю" доплату отпускных за 2012-2013 год в размере 32078,04 руб., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, также пояснила, что из предоставленных в суд расчетных листов видно, что на дополнительное материальное стимулирование были произведены удержания в виде подоходного налога в размере 13%, кроме того её трудовым договором предусмотрены премии по результатам работы.
Представитель ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" против удовлетворения заявленных требований возражал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что дополнительные премии, выплаченные из экономии бюджетных средств в рамках реализации приказа МО РФ 2010 года N 1010, не входят в систему оплаты труда истцов, не предусмотрены трудовым договором, не являются обязательными гарантированными выплатами.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась истица, ею подана апелляционная жалоба, в который ставится вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица с 17.10.2011 по настоящее время работает в должности ведущего технолога отдела планирования (и обеспечения) вещевой службы УРесО ТОФ. В соответствии со штатом N 2/245 занимаемая истицей должность относится к гражданскому персоналу органа военного управления флота (Тихоокеанского), начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90.
Приказом командира в/ч 62665 N 100 от 16.05.2013 с 27.05.2013 по 02.07.2013 истице предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период с 17.10.2012 по 16.10.2013 в количестве 36 календарных дней.
Расчет среднедневного заработка для определения размера денежных средств, подлежащих выплате Маковецкой О.В. за период отпуска, произведен работодателем без учета премий, полученных истицей в 2012 году в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
В соответствии со статьей 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, согласно которому системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 указанного Положения перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 в перечень выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях включаются: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (подпункт "д" пункта 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583).
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 в перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях включаются: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Пунктом 2 приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и пунктами 1-3 "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного этим приказом, предусмотрены дополнительные ежеквартальные выплаты (дополнительное материальное стимулирование) за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов.
С учетом указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии, выплачиваемой в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренного системой оплаты труда, поскольку осуществляется только за счет экономии бюджетных средств, в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерством обороны РФ.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда верным.
Ссылки в апелляционной жалобе на статью 139 ТК РФ о включении сумм премий в расчет среднего заработка судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с указанной нормой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Вместе с тем дополнительная премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 системой оплаты труда истицы не предусмотрена.
Указание в жалобе на то, что трудовым договором истицы в пункте оплата труда предусмотрены, в том числе иные выплаты, к которым, по мнению Маковецкой О.В., относятся премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010, не опровергает указанных выводов, поскольку сторонами трудового договора определено, что в оплату труда входят иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не допущено нарушений процессуального закона, оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Маковецкой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.