Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Горбенко Т.Н.
судей: Розановой М.А., Шульга С.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мышкова В.Л. к Пограничному управлению ФСБ России по Приморскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии аппарата Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе истца
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 ноября 2013 года об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Розановой М.А., выслушав объяснения истца и его представителя Бойко О.Л., представителя ответчика Шелкова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мышков В.Л. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что, будучи сотрудником Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, с 29.11.2005 стоял в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы, откуда 24.07.2006 уволен в запас вооруженных сил России в связи с организационно-штатными мероприятиями. Решением жилищной комиссии аппарата Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, оформленным выпиской из протокола от 21.03.2013, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью по нормам действующего законодательства. Обращаясь в суд, просил признать незаконным п. 2.2 решения жилищной комиссии от 21.03.2013 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях; восстановить его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать ответчика предоставить ему жилое помещение на состав семьи 3 человека квартиру "адрес"
В судебном заседании истец и его представитель уточнили исковые требования в части п. 3: просили обязать ответчика предоставить Мышкову В.Л. жилое помещение на состав семьи 3 человека. Пояснили, что своего жилья он не имеет, нуждается в обеспечении жильем, т.к. проживает в квартире "адрес" , собственником которой является его отец.
Представитель ответчика иск не признал. Пояснил, что истец с 24.07.2006 исключен из списков личного состава части, оставаясь в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку с 07.03.2007 он обеспечен жильем по норме (66,4 кв.м на 5 человек), то решением от 21.03.2013 он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился истец, им подана апелляционная жалоба со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на необеспеченность его семьи жильем, поскольку проживание в квартире отца таким обеспечением не является.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решение вопросов о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем граждан, в том числе военнослужащих, регулируется нормами жилищного законодательства, несмотря на то, что учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределение жилой площади относится к компетенции соответствующего ведомства.
По смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Решением Думы г. Владивостока от 29.09.2005 N 94 в г. Владивостоке установлена учетная норма площади жилья по договору социального найма в размере не ниже 15 кв. м на одного человека и норма предоставления - не выше 18 кв. м общей площади жилья на человека.
Решением жилищной комиссии гарнизона КПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 01.12.2005 капитан-лейтенант Мышков В.Л. с составом семьи 3 человека на основании ст.ст. 51, 52 ЖК РФ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередников на улучшение жилищных условий. (л.д. 15)
Согласно выписке из домовой книги от 19.03.2013, в 3-комнатной "адрес" , нанимателем которой являлся отец истца Мышков Л.Я., до марта, сентября и октября 2007 года были зарегистрированы по месту жительства соответственно мать истца Мышкова М.В., сестра истца Москвитина (до брака Мышкова) Е.Л. и семья истца: он, его жена Мышкова Е.А. и дочь Мышкова А.В., 2005 г.р. После приватизации квартиры 17.12.2007 Мышковым Л.Я. и его выписки из квартиры 06.02.2008 истец с женой и дочерью зарегистрированы по месту жительства в данной квартире в феврале и марте 2008 года соответственно. (л.д. 30)
Решением жилищной комиссии аппарата Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 21.03.2013 N 6 (п. 2.2) офицер запаса Мышков В.Л. на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признан обеспеченным жилой площадью по нормам действующего законодательства и снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях. (л.д. 14)
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью, т.к. после снятия 07.03.2007 Мышковой М.В. (матери истца) с регистрационного учета по "адрес" на каждого члена семьи приходилось 13,28 кв.м (66,4 кв.м : 5 человек). Поскольку истец не представил достаточных доказательств в обоснование своих доводов о наличии правовых оснований улучшения жилищных условий, то решение жилищной комиссии от 21.03.2013 о снятии Мышкова В.Л. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении суд счел законным.
С таким выводом судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Данное положение Правил согласуется с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
Под решением жилищной проблемы по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует понимать наличие у граждан жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности, площадь которых превышает учетную норму.
Между тем, суд не учел, что Мышков В.Л. не является нанимателем квартиры по договору социального найма, не является собственником этой квартиры, а также членом семьи собственника квартиры, поскольку совместно с ним не проживает, общего хозяйства не ведет, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доказательств обратного ответчик суду не представил, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для улучшения жилищных условий является ошибочным.
То обстоятельство, что указанная выше 3-комнатная квартира более 5 лет назад приватизирована отцом Мышкова В.Л. после снятия с регистрационного учета других жильцов, в т.ч. истца с его семьей, не свидетельствует об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, как и о намеренном ухудшении жилищных условий истца, поскольку в случае участия в приватизации квартиры всех зарегистрированных в ней лиц истец по-прежнему оставался бы нуждающимся в жилом помещении, но меньшей площади.
Поскольку из дела не усматривается, что Мышков В.Л. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан, то нельзя признать обоснованными выводы суда о законности оспариваемого решения жилищной комиссии.
Вместе с тем, несмотря на незаконность принятого ответчиком решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, требование о предоставлении истцу квартиры "адрес" на законе не основано, поскольку данный вопрос в силу п.п. "д" п. 9 Положения о жилищных комиссиях в органах Федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 01.03.2012 N 96, относится к полномочиям жилищной комиссией подразделения ФСБ России (л.д. 71-74), а не суда.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска в части.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 ноября 2013 года отменить в части отказа в признании незаконным п. 2.2 решения жилищной комиссии аппарата Пограничного управления ФСБ России от 21.03.2013 N 6 о снятии Мышкова В.Л. с учета нуждающихся в жилых помещениях и в восстановлении его в списках нуждающихся в жилых помещениях; принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований.
Признать незаконным п. 2.2 решения жилищной комиссии аппарата Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 21.03.2013 N 6 о снятии Мышкова В.Л. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Восстановить Мышкова В.Л. (состав семьи три человека) в очереди нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.