Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Завальной Т.Ю.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах муниципального образования Октябрьский муниципальный район Приморского края, в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц к СХПК "Искра" о взыскании ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории регионального значения по апелляционной жалобе представителя СХПК "Искра" на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 10.12.2013, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., представителя СХПК "Искра" Неумывака О.П., третьего лица Елисеевой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования Октябрьский муниципальный район Приморского края, в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц к СХПК "Искра" о взыскании ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории регионального значения в размере N рублей.
В обоснование исковых требований указал, что постановлением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ , заместитель директора по работе с иностранной рабочей силой СХПК "Искра" Елисеева В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Указанным постановлением установлено, что Елисеевой В.В., в обязанности которой входит соблюдение иностранными гражданами, работающими в СХПК "Искра", действующего законодательства, допущено нарушение п. 4.1 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения "Полтавский", утвержденного постановлением администрации Приморского края от 13.10.2008 N 252-па, которое выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ гражданами КНР, работающими по договору в СХПК "Искра" в районе с.Полтавка Октябрьского района, в границах государственного природного заказника "Полтавский" незаконно произведена вырубка сырорастущих деревьев. Сумма ущерба, причиненного объекту в границах особо охраняемой природной территории государственного природного заказника "Полтавский" составила ДД.ММ.ГГГГ рублей. Полагал, что обязанность по возмещению вреда, причиненного Елисеевой В.В., в связи с ненадлежащим исполнением своих трудовых обязанностей лежит на СХПК "Искра". Просил взыскать с СХПК "Искра" в доход местного бюджета сумму ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев на особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника "Полтавский" в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Елисеева В.В.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, не оспаривал виновное поведение работников СХПК "Искра", однако возражал против размера заявленных требований, указал, что истец неправильно произвел расчет причиненного ущерба.
Третье лицо Елисеева В.В. возражала против заявленных требований, указала, что ДД.ММ.ГГГГ граждане КНР произвели вырубку сухостоя, а не сырорастущих деревьев.
Дело рассмотрено в отсутствие муниципального образования Октябрьский муниципальный район Приморского края.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. С СХПК "Искра" в доход местного бюджета - муниципального образования Октябрьский район Приморского края взыскан ущерб, причиненный незаконной рубкой деревьев на особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника "Полтавский" в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей. С СХПК "Искра" в бюджет Октябрьского муниципального района Приморского края взыскана государственная пошлина в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.
С указанным решением не с огласился представитель СХПК "Искра", им подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Представитель СХПК "Искра" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Третье лицо Елисеева В.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор полагал решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. Между тем, при рассмотрении данного дела судом таких нарушений не допущено.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного Федерального закона РФ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Федеральным законом РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" регулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям относятся, в том числе, государственные природные заказники.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 24 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Постановлением администрации Приморского края от 13.10.2008 N252-па утверждено Положение о государственном природном Биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения "Полтавский".
Согласно указанному Положению, заказник является особо охраняемой природной территорией, созданной с целью сохранения и увеличения численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и исчезающих видов животных и растений.
В силу п. 4.1 Положения, на территории заказника запрещается, в том числе, проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), за исключением мероприятий по уходу за лесами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов в районе "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ км на северо-восток от "адрес" , гражданами КНР, работающими по договору в СХПК "Искра", производилась вырубка сыро-растущих деревьев: дуба - N куб. м, осины - N куб.м, березы - N куб.м.
Согласно приказу СХПК "Искра" N от N заместителю директора по работе с иностранной рабочей силой Елисеевой В.В. вменено в обязанности проверка полевых станов на предмет охраны труда, контроль за состоянием земель, соблюдение законодательства РФ и распоряжений органов местного самоуправления (л.д. 14).
Елисеева В.В., являясь заместителем директора по работе с иностранной рабочей силой СХПК "Искра", в обязанности которой входит соблюдение иностранными гражданами, работающими в СХПК "Искра" действующего законодательства, допустила нарушение п. 4.1 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения "Полтавский", утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 13.10.2008 N 252-па.
Постановлением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ , заместитель директора по работе с иностранной рабочей силой СХПК "Искра" Елисеева В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 8.39 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере N рублей без конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
Стоимость причиненного ущерба от вырубки сыро-растущих деревьев: дуба - N куб. м, осины - N куб.м, березы - N куб.м., составила N рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами закона, в том числе Федеральным законом РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Положением о государственном природном Биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения "Полтавский", утвержденным Постановлением администрации Приморского края от 13.10.2008 N252-па.
При этом, взыскивая с ответчика сумму ущерба в размере N рублей, суд первой инстанции, обоснованно сослался на положения ч. 3 ст. 36 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которым, вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление, и пришел к выводу, что расчет суммы ущерба должен производиться в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Пунктом 9 Приложения 3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях.
Отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего ставку платы за единицу объема лесных ресурсов не препятствует использованию при определении размера ущерба ставок, установленных Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.
Представленный истцом расчет, судом первой инстанции проверен и признан правильным.
Все выводы суда подробно приведены в решении, доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Судом постановлено законное и обоснованное решение, для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от 10.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу СХПК "Искра" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.