Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Королевой Е.В., Ильиных Е.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Середа А.Б. о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность по апелляционной жалобе Середа А.Б. на решение Артемовского городского суда от 20 декабря 2012 года, которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Королевой Е.В., объяснения представителя заявителя - Середа П.Н., представителей администрации Артемовского городского округа -Зубковой О.Ю. и Минаевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Середа А.Б. обратилась в суд с названным заявлением, в обоснование указав, что 28 мая 2012 года обратилась с заявлением в администрацию Артемовского городского округа о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", указав, что как ветеран труда имеет право на бесплатное однократное предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Артемовского городского округа, в собственность. 9 августа 2012 года ею был получен ответ о том, что испрашиваемый земельный участок не проходил процедуру разграничения, право государственной и муниципальной собственности на него не зарегистрировано, в связи с чем вопрос о предоставлении участка регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок располагается на территории Артемовского городского округа (зона Ж-4), что означает его принадлежность к муниципальной собственности Артемовского городского округа, а разграничение земли на участки является составной частью процедуры передачи участков из муниципальной или государственной собственности в частную. Полагает отказ со ссылкой на неразграниченность земельного участка неправомерным. По существу данного вопроса она обращалась за помощью к губернатору Приморского края Миклушевскому В.В., и ей был дан ответ вице-губернатором Балан В.А. о том, что на основании внесенных в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" изменений от 7 августа 2012 года, органы местного самоуправления в настоящее время вправе распоряжаться как муниципальной собственностью, так и неразграниченными землями. В случае вторичного отказа предоставить земельный участок, ей было предложено обратиться в суд. На ее повторное заявление от 18 октября 2012 года администрация Артемовского городского округа письмом от 13 ноября 2012 года N вновь отказала в предоставлении земельного участка. Из вышеприведенного очевидно нарушение ее права ветерана труда на получение земельного участка в собственность однократно, бесплатно, предусмотренное Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". Просила признать незаконными действия (решения) об отказе в предоставлении ей земельного участка в собственность, обязать администрацию Артемовского городского округа предоставить ей испрашиваемый земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, пояснил, что Середа А.Б. является ветераном труда и имеет право на однократное, бесплатное предоставление земельного участка в собственность. В настоящее время заявитель намерена использовать земельный участок для огородничества, осуществлять строительство подсобных построек.
Представитель администрации Артемовского городского округа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что отказ администрации Артемовского городского округа является законным. Испрашиваемый заявителем земельный участок процедуру разграничения не проходил, право государственной или муниципальной собственности на него не зарегистрировано, земельный участок не сформирован. В связи с этим, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась Середа А.Б., ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого при неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
По делу установлено, что 28 мая 2012 года Середа А.Б., являясь ветераном труда и жителем Артемовского городского округа Приморского края, обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в поселке Кневичи для ведения личного подсобного хозяйства на основании Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
9 августа 2012 года ответом администрации Артемовского городского округа заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в том числе и в связи с отсутствием в заявлении указания на вид права на испрашиваемый земельный участок.
18 октября 2012 года Середа А.Б. повторно обратилась в администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка на праве собственности. К указанному заявлению Середа А.Б. была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
13 ноября 2012 года ответом N администрации Артемовского городского округа Середа А.Б. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что статья 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" предусматривает предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства ветеранам труда однократно, бесплатно, в собственность из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На земельные участки, находящиеся в государственной собственности, которые не проходили процедуру разграничения данный закон не распространяется. Поскольку испрашиваемый земельный участок процедуру разграничения не проходил, право государственной или муниципальной собственности на него не зарегистрировано, его предоставление регулируется положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность проживающих на территории Приморского края граждан Российской Федерации - ветеранов труда для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства.
В своем заявлении Середа А.Б. указала целью использования земельного участка ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4 указанного закона).
Процедура предоставления земельных участков ни в Законе N 112-ФЗ, ни в Законе N 90-КЗ не регламентирована, поэтому при предоставлении таких участков должны соблюдаться общие требования, предусмотренные земельным законодательством.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены порядок и процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления гражданина утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Определяя виды и состав территориальных зон, статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не предполагает в жилых зонах расположение территорий, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства. В состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. При этом огородничество и ведение садоводства и дачного хозяйства законодатель определяет как различные виды разрешенного использования.
Как следует из схемы расположения испрашиваемого земельного участка, и было подтверждено в судебном заседании, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (Ж-4).
Согласно пункту 17 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28 апреля 2011 года N 497, зона Ж-4 обозначена как зона индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства. Хозяйственные постройки, сады, огороды, палисадники, теплицы, оранжереи и прочее определены в качестве вспомогательных видов разрешенного использования.
В соответствие с подпунктом 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемы совместно с ними.
Поскольку цель использования земельного участка со стороны заявителя не предполагает строительство индивидуального жилого дома, то испрашиваемый земельный участок, расположенный в зоне Ж-4, правомерно не предоставлен заявителю, поскольку, заявленная цель использования земельного участка противоречит назначению территории, в пределах которой он расположен.
В связи с этим, отказ администрации Артемовского городского округа в предоставлении заявителю земельного участка является обоснованным.
Право заявителя как ветерана труда на предоставление земельного участка однократно и бесплатно в собственность может быть реализовано посредством предоставления земельного участка в зоне, основными видами разрешенного использования в которой предусмотрено ведение огородничества, личного подсобного хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у ветерана труда права получить испрашиваемый земельный участок однократно, бесплатно, в собственность вне зависимости от зонирования территории, в которой он расположен, направлены к иному толкованию норм материального права, ошибочны и не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Середа А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.