Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Шульга С.В.,
судей Виноградовой О.Н., Кунгурцевой И.В.
при секретаре: Федюченко Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева Б.П. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" о взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска,
по апелляционной жалобе Чернышева Б.П. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 21 ноября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., пояснения истца Чернышева Б.П., представителя ФКУ УФО МО РФ по Приморскому краю Демидову Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышев Б.П. обратился в суд с иском к ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" о взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска. В обоснование требований указал, что с 17.08.2009 работает в должности главного инженера авиационно-технической службы управления морской авиации Тихоокеанского флота. Приказом начальника морской авиации ТОФ N 119 от 10.06.2013 ему предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на период с 01.07.2013 по 05.08.2013 в количестве 36 календарных дней, начислена средняя заработная плата за период отпуска в размере 20057 руб. 76 коп. Полагал, что ответчиком неправильно произведен расчет средней заработной платы за период отпуска. Просил взыскать с ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" сумму разницы невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере 39240 руб. 36 коп., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
В судебном заседании истец Чернышев Б.П. уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере 26301 руб. 94 коп.
Представитель ответчика - ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что при расчете среднего заработка учтены все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя. Требование истца о включении в расчет среднего заработка дополнительных премий, пособия за период временной нетрудоспособности, а также отпуск не обоснованны.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласился Чернышев Б.П., им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
Судебная коллегия изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного судом первой инстанции.
В ст. 349 ТК РФ определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам отнесены, в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Из материалов дела установлено, что Чернышев Б.П. работает в должности главного инженера авиационно-технической службы управления морской авиации ТОФ.
Приказом N 119 от 10.06.2013 истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на период с 01.07.2013 по 05.08.2013 продолжительностью 36 календарных дней.
Из справки-расчета оплаты отпуска за расчетный период с 01.07.2012 по 30.06.2013 усматривается, что истцу начислена оплата отпуска в размере 20057 руб. 76 коп. из расчета среднего заработка в размере 557 руб. 16 коп.
Согласно п.п. 1, 2 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 (ред. от 02.11.2009, с изм. от 31.08.2012) "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях. На премирование гражданского персонала при утверждении фонда заработной платы на соответствующий год предусматриваются средства в размере 3 должностных окладов (25 процентов должностного оклада в расчете на месяц) по всем должностям, комплектуемым лицами из числа гражданского персонала и предусмотренным штатом и примечаниями к штату отдельного органа Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку материальное стимулирование в виде дополнительных премий, выплаченных в соответствии с приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, не является обязательной и гарантированной выплатой, в годовом фонде оплаты труда не запланирована, не относится к премиям и вознаграждениям, установленным системой оплаты труда, поэтому не может быть включено в расчет среднего заработка и не подлежит включению в расчет среднего заработка при оплате отпуска.
Пунктом 2 приказа Минобороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрены дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Согласно п. 2 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п.7).
Поскольку выплаченные истцу премии, представляют собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируются за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала, то судом сделан обоснованный вывод о том, что данная дополнительная премия, выплачиваемая по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носит обязательный, гарантированный характер, не определена трудовым договором работника и не входит в систему оплаты труда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в расчет среднего заработка при начислении отпускных сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны в соответствии с приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они направлены на иное толкование норм материального права, являлись предметом судебного исследования и получили правовую оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.