судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Ельницкой Н.Н., Ковалева С.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чибиряк Р.М. к администрации Лазовского муниципального района Приморского края о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка
по апелляционной жалобе истца
на решение Лазовского районного суда Приморского края от 1 октября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения представителя Чибиряк Р.М. - Недашковского Д.К., возражения представителя администрации Лазовского муниципального района Приморского края - Ртищева Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чибиряк Р.М. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что 28 марта 2013 года ею подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного в района дома "адрес" Лазовского района для ведения личного подсобного хозяйства, в котором она также просила утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане. 29 апреля 2013 года ей было отказано в предоставлении земельного участка. Решением Лазовского районного суда Приморского края от 14 июня 2013 года на ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть указанное заявление. Однако решением главы администрации Лазовского муниципального района от 26.07.2013 г. N 1-12/1064 ей было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях и в связи с отсутствием утвержденных схем территориального планирования, Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Полагала, что данное решение является незаконным, поскольку указанные в нем основания для отказа в предоставлении земельного участка земельным законодательством не предусмотрены. Она постоянно проживает на территории сельского поселения в пределах Лазовского муниципального района и имеет право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Просила признать отказ администрации Лазовского муниципального района Приморского края от 26.07.2013 г. в предоставлении в собственность указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства незаконным и возложить на администрацию Лазовского муниципального района Приморского края обязанность утвердить и выдать ей схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Представители ответчика с иском не согласились и пояснили, что Чибиряк Р.М. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по тем основаниям, что она не является жительницей "адрес" сельского поселения и испрашиваемый земельный участок не прошел кадастровый учет, не сформирован и не выделен в установленном законом порядке.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился истец, подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением закона.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 3 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3).
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).
В соответствии со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
Так, в силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Из материалов дела усматривается, что истец проживает в "адрес" Лазовского района Приморского края.
28 марта 2013 г. Чибиряк Р.М. обратилась в администрацию Лазовского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2500 кв.м., расположенного в "адрес" утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Письмом от 26.07.2013 года в предоставлении земельного участка администрацией ей было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории "адрес" сельского поселения, тогда как она зарегистрирована и проживает на территории "адрес" сельского поселения. Кроме того, выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в "адрес" невозможно в связи с отсутствием градостроительной документации (генерального плана и правил землепользования и застройки).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что у истца отсутствует право на приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на территории "адрес" сельского поселения Лазовского района Приморского края.
Довод жалобы истца о том, что она, зарегистрирована по месту постоянного проживания в сельском поселении в пределах Лазовского муниципального района, а потому вправе претендовать на земельный участок под личное подсобное хозяйство на территории "адрес" сельского поселения расположенного в Лазовском муниципальном районе, основан на неправильном толковании положений п.3,4 ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", поскольку, как верно указал суд первой инстанции, одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.
Поскольку истец Чибиряк Р.М. постоянно проживает в "адрес" Лазовского района Приморского края, то она не вправе требовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на территории "адрес" сельского поселения Лазовского района Приморского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям применимы нормы ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", является ошибочным, поскольку положения данной статьи распространяются на случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства льготной категории граждан, перечень которых указан в данной статье. Доказательств, свидетельствующих о том, что истец относится к указанной в данной статье категории граждан, не представлено.
Кроме того, судом правомерно учтено содержание ответа администрации Лазовского муниципального района Приморского края от 26.07.2013 года в соответствии с которым, генеральный план и правила землепользования и застройки населенного пункта не утверждены.
Таким образом, исходя из содержания ст. ст. 7, 34, 85 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 8, 37 Градостроительного кодекса РФ, исключается возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку земельный участок не сформирован и не выделен в установленном законом порядке в целях оформления земельно - правовых отношений, в связи с чем данный земельный участок не может являться объектом земельно - правовых отношений и передан в собственность граждан. С заявлением об обжаловании действий администрации по отказу в утверждении и выдаче схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории Чибиряк Р.М. не обращалась.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лазовского районного суда Приморского края от 1 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.