Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Кадкина А.А.,
судей: Александровой М.В., Чикаловой Е.Н.,
при секретаре Барса О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скробовой В.В. к ОАО "Сбербанк России" о возложении обязанности и взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Скробовой В.В. на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 22 октября 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скробова В.В. обратилась с иском к ОАО "Сбербанк России", указав, что в период ... она положила на свой лицевой счет денежные средства в сумме ... рублей. В соответствии с ФЗ от 10 мая 1995 года N 73 "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" ответчик обязан был произвести ей компенсационные выплаты по вкладу. Письмом от 7 июня 2013 года ОАО "Сбербанк России" сообщил ей, что в дополнительном офисе N ... Приморского отделения ОАО "Сбербанк России" имеются два счета с остатками вкладов и что ей выплачена их компенсация в трехкратном размере. Считает, что ОАО "Сбербанк России" выплатил компенсацию не в полном объеме.
Просила обязать ответчика предоставить ей информацию об услуге и выслать выписки по ее лицевым счетам с указанием движения по ним денежных средств и основания такого движения, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб.
Скробова В.В. в судебном заседании заявлены требования поддержала, указала, что в ОАО "Сбербанк России" ею было открыто два счета. На одном счету у нее было ... рублей, на другом ... рублей. До 1990 года она со счета, на котором находилось ... руб., сняла ... рублей, больше денежные средства не снимала, а только пополняла счета. Ей три раза выплачивалась компенсация по 20000 рублей. Сберегательные книжки у нее забрали, а денежные средства остались на книжках. В связи с тем, что ей не выплатили компенсации в полном объеме, она обращалась к ответчику с претензией, на которую не получила ответа, она переживала, у нее был стресс, она принимала таблетки, поэтому просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Представитель истца заявленные требования поддержала, указала, что Скробова В.В. первоначально устно обратилась в Сберегательный банк г. Дальнереченска с просьбой дать разъяснения по компенсационным выплатам. Получив ответ, в котором не было расписано, как был произведен расчет, обратилась с претензией к ответчику 26 июня 2013 года, который ее 31 июня 2013 года получил, но ответа не дал. 1 октября 2013 года Скробова В.В. повторно направила претензию ответчику. В судебном заседании представителем банка предоставлена информация по движению денежных средств, однако истец считает ее не полной, полагает, что ответчиком нарушено право истца на информацию. В отношении Скробовой В.В. ответчиком нарушен закон "О защите прав потребителей", банк не принял ее претензии во внимание, принимая во внимание ее возраст, она перенесла сильные переживания.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, указал, что Скробовой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года был открыт вклад "До востребования" на сумму ... рублей, ДД.ММ.ГГГГ был открыт срочный вклад "Компенсационный" на сумму ... руб. Компенсационные выплаты Скробовой В.В. производились. Вклады ею были закрыты ДД.ММ.ГГГГ . Считает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наступления морального вреда, его характер и объем, а также вина ответчика в наступлении нравственных страданий.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив решение суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Предоставляя соответствующие сведения, банк должен надлежащим образом идентифицировать лицо, имеющее право на их получение.
Таким образом, банк вправе отказать клиенту в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, если запрос направлен посредством почтового отправления и у банка отсутствует возможность идентификации клиента.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Из материалов дела следует, что 7 июня 2013 года на заявление истца банком был представлен Скробовой В.В. ответ с указанием компенсационных выплат по вкладам истца.
Истица, не согласившись с указанным ответом, 25 июня 2013 года направила по почте ответчику претензию, в которой просила выслать ей выписки ей по лицевым счетам с движением денежных средств по ним и с указанием оснований такого движения, а также выплатить ей денежную компенсацию на оставшуюся сумму в 30000 руб. из ее вклада в сумме 50000 руб. Аналогичная претензия была направлена в адрес банка истцом 1 октября 2013 года.
Проанализировав действующее законодательство, с учетом того, что претензии истца были направлены посредством почтового отправления, у банка отсутствовала возможность идентифицировать клиента, а также того, что в судебном заседании представителем ответчика была предоставлена Скробовой В.В. информация движения денежных средств по ее вкладам, и поскольку вины ответчика в нарушении прав истца установлено не было, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.