Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Завальной Т.Ю., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Уссурийского городского округа и Панова А.С. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 14 ноября 2013 года по иску Панова А.С. к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности,
которым на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность осуществить очистку воды в источнике децентрализованного водоснабжения (колодце), установленном по адресу: г. Уссурийск, ... в соответствии с санитарными, гигиеническими нормами и правилами. С администрации Уссурийского городского округа в пользу Панова А.С. взысканы расходы по оплате госпошлины ... рублей.
Заслушав доклад судьи Завальной Т.Ю., объяснения представителя ответчика - Юдко Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панов А.С. обратился в суд с иском к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности. Требование мотивировал тем, что дом ... г. Уссурийске, в котором он проживает, не оборудован источником централизованного водоснабжения. В источнике децентрализованного водоснабжения, расположенном вблизи его дома по адресу: г. Уссурийск, ... ухудшилось качество питьевой воды, что подтверждено результатами лабораторных исследований. В адрес администрации Уссурийского городского округа направлены результаты исследования, однако мер к очистке колодца до настоящего времени не принято. Просил возложить на ответчика обязанность осуществить очистку воды в источнике децентрализованного водоснабжения (колодце), расположенном по адресу: г. Уссурийск, ...
Истец и его представитель - Шинкоренко А.Ф. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Представитель администрации Уссурийского городского округа - Савицкая О.С. иск не признала. Пояснила, что колодец, расположенный по адресу: г. Уссурийск, ... , в реестре муниципального имущества Уссурийского городского округа не значится. На указанной улице имеется централизованная система водоснабжения. На территории Уссурийского городского округа существует целевая программа по водоснабжению населения. В данную программу можно вступить лишь по заявлению, однако с таким заявлением Панов А.С. в администрацию Уссурийского городского округа не обращался. Также не поступало от него заявлений об организации подвоза питьевой воды.
Представитель третьего лица МУП "Уссурийск-Водоканал" - Геладзе М.Г. иск не признала. Пояснила, что колодцы к централизованной системе водоснабжения не относятся. По ... система централизованного водоснабжения отсутствует. МУП "Уссурийск-Водоканал" на балансе колодцев не имеет, также не занимается их очисткой.
Суд принял указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Уссурийского городского округа просит отменить решение как незаконное. Указывает, что нецелесообразно организовывать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, а именно, имеющегося шахтного колодца ... Истец с заявлением в администрацию Уссурийского городского округа, МУП "Уссурийск-Водоканал" об отсутствии источника водоснабжения ... не обращался. Колодец ... не значится в реестре муниципального имущества Уссурийского городского округа. Ссылка суда на нормы, применяемые к водным объектам, а также на нормы СанПин о применении требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения необоснованна, поскольку шахтный колодец не относится к водным объектам и является видом нецентрализованной системы холодного водоснабжения.
В апелляционной жалобе Панов А.С. просит решение изменить, поскольку в решении не указан срок, в течение которого ответчик должен осуществить очистку воды в колодце. Полагает, что решение должно быть исполнено в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа Панов А.С. просит оставить ее без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Юдко Л.В. настаивала на доводах апелляционной жалобы по тем же доводам.
Панов А.С. и МУП "Уссурийск-Водоканал", извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого решения.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, в том числе и водоснабжения населения.
В соответствии с п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п.72 вышеуказанных Правил).
Совокупность приведенных норм свидетельствует об обязанности администрации Уссурийского городского округа по организации нецентрализованного водоснабжения ... в г. Уссурийске, учитывая, что каких-либо доказательств того, что на этой улице имеется система централизованного водоснабжения, ответчиком в порядке статьи 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Учитывая приоритет подземных источников водоснабжения и наличие ... шахтного колодца, очевидна ответственность органа местного самоуправления за состояние воды, находящейся в этом колодце. При этом не включение этого колодца в реестр муниципальной собственности не освобождает ответчика от такой ответственности.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории и являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В разделе пунктах 6.1-6.3 и 6.5, 6.6 указанных санитарных правил и норм предусмотрено, что контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям. Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора осуществляют плановый или выборочный контроль за качеством воды скважин, колодцев и каптажей общего пользования, а также контроль по разовым заявкам от индивидуальных пользователей. Если при контроле качества воды в скважине, колодце, каптаже отмечено превышение микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами, необходимо установление причин и их устранение. Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию последующим составлением акта.
Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из протокола от 13.08.2013 лабораторных исследований колодца, расположенного ... , установлено несоответствие воды требованиям санитарных, гигиенических норм и правил. Имеет место превышение показателей нитратов, цветности, мутности, количества бактерий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Уссурийского городского округа обязанность осуществить очистку воды в данном источнике децентрализованного водоснабжения (колодце) в соответствии с санитарными, гигиеническими нормами и правилами.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованной ссылке в решении на СанПиН 2.1.4.1174-01, применяемые для централизованных систем питьевого водоснабжения, и на положения ст.18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о водных объектах, заявлены правомерно. Вместе с тем, ошибочное применении этих норм, при наличии иных норм права, на правильность основных выводов суда не влияет, поэтому не может повлечь отмены принятого решения.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нецелесообразности использования в качестве источника нецентрализованной системы холодного водоснабжения шахтного колодца ... решающего правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, поскольку иных источников водоснабжения на указанной улице нет.
Довод апелляционной жалобы Панова А.С. об установлении срока проведения ответчиком работ по очистке источника децентрализованного водоснабжения (колодца) судебная коллегия считает заслуживающим внимания.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судом первой инстанции данное требование закона не исполнено.
В связи с этим, судебная коллегия полагает необходимым, не изменяя существа решения, дополнить его резолютивную часть указанием на срок исполнения ответчиком возложенной на него обязанности, определив его как два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа - без удовлетворения.
Резолютивную часть решения дополнить указанием на срок исполнения обязанности администрации Уссурийского городского округа по очистке воды в источнике децентрализованного водоснабжения (колодце), установленном по адресу: г. Уссурийск, ... - "в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.