Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе председательствующего судьи Кадкина А.А.,
судей Старовойт Р.К., Чикаловой Е.Н.,
при секретаре Ким Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Электросервис" о возложении обязанности выполнить работы, по апелляционной жалобе ОАО "Электросервис" на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 ноября 2013 года, которым исковые требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., пояснения представителя ОАО "Электросервис" Куклицкой О.И., возражения прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц обратился с вышеназванным иском, указав, что ходе проведенной прокуратурой проверки на потенциально опасно объекте "Склад хлора" водозаборных сооружений, принадлежащих ОАО "Электросервис" установлено, что система локального оповещения имеется, находится в технически исправном состоянии, вместе с тем проект на создание локальной системы оповещения отсутствует, локальная система не подключена к сетям проводного вещания и телевидения. Отсутствие локальной системы оповещения создает потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья работников предприятий при возникновении чрезвычайной ситуации, а также создает предпосылки для возможных проявлений террористической деятельности.
Просил возложить обязанность на ОАО "Электросервис" выполнить работы по созданию локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте "Склад хлора" на участке водозаборных сооружений в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, указала, что ОАО "Электросервис" обращалось в отдел по ГО ЧС администрации Приморского края, в главное управление МЧС России по Приморскому краю с просьбой о выдаче технических условий и технических заданий на монтаж ЛСО объекта "Склад хлора" и подключение к региональной автоматизированной системе центрального оповещения Приморского края. Так же ОАО "Электросервис" обращалось в администрацию Лесозаводского городского округа по вопросу финансирования ЛСО ОАО "Электросервис" с системой, создаваемой в городском округе. Полагает, что ОАО "Электросервис" не имеет технической возможности создать систему ЛСО на потенциально опасном объекте. В случае удовлетворения иска просила исчислять сроки исполнения решения не с момента вступления решения в законную силу, а с момента введения в эксплуатацию системы оповещения на территории ЛГО.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа заявленные требования поддержал, указав, что "Склад хлора" водозаборных сооружений является потенциально опасным объектом, принадлежащим ОАО "Электросервис". 17 октября 2013 года при администрации Приморского края состоялось заседание межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности "О состоянии работы по созданию локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах Приморского края", по итогам которого было принято решение N 45, которым было рекомендовано руководителям организаций на территории Приморского края, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 1 января 2014 года работы по созданию локальных систем оповещения.
Суд постановил решение, которым обязал ОАО "Элетросервис" выполнить работы по созданию локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте "Склад хлора" на участке водозаборных сооружений в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ОАО "Электросервис" просит решение изменить, в части установления срока исполнения возложенной на ОАО "Электросервис" обязанности выполнить работы по созданию ЛСО на потенциально опасном объекте "Склад хлора" на участке водозаборных сооружений с учетом положений пункта 4.4 "Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения". Сроки исчислять с момента введения в эксплуатацию системы оповещения на территории Лесозаводского городского округа.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного судом первой инстанции.
Принимая решение об удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в нарушение положений Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время" ОАО "Электросервис" на потенциально опасном объекте "Склад хлора" водозаборных сооружений локальная система оповещения не создана, в связи с этим создается угроза для безопасности жизни и здоровья работников предприятия в связи с возможным возникновением чрезвычайной ситуации на указанном потенциально опасном объекте.
Суждение и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" основными задачами в области гражданской обороны являются, в частности, оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" гражданин имеет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; население должно быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.
Из материалов дела следует, что "Склад хлора" водозаборных сооружений ОАО "Электросервис" относится к потенциально опасным объектам, на которых ОАО "Электросервис" обязано создать локальные системы оповещения.
Однако до настоящего времени локальные системы оповещения на указанных потенциально опасных объектах ответчиком не созданы. Отсутствие локальной системы оповещения создает потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья работников предприятий при возникновении чрезвычайной ситуации.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование прокурора основано на законе прокурора и подлежит удовлетворению.
Довод жалобы о том, что для выполнения ряда мероприятий по проектированию, проведению строительно-монтажных и пусконаладочных работ, приемке и вводу в эксплуатацию системы оповещения ГО требуется срок от 16 до 28 месяцев, а не три как указано в решении, не является основанием для отмены правильного решения.
Пунктом 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р установлено, что в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения.
Решением N 45 от 17 октября 2013 года по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Приморского края рекомендовано руководителям организаций на территории Приморского края, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить в срок до 1 января 2014 года работы по созданию локальных систем оповещения.
Поскольку до настоящего времени, какие - либо работы по созданию локальных систем оповещения на указанном потенциально опасном объекте ОАО "Электросервис" не проведены, продолжает создаваться опасность жизни и здоровья работников предприятия, а потому оснований для отмены решения суда по указанным основаниям не имеется.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статей 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.