Судебная коллегия по гражданским делам ... краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Ковалева С.А., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Клюгер Т.И.
с участием помощника прокурора ... транспортной прокуратуры Боженова О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. ... транспортного прокурора к ОАО АКБ " ... " о признании незаконным отказов в предоставлении запрашиваемой информации,
по апелляционной жалобе ... транспортной прокуратуры
на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав представителя ОАО АКБ " ... " - Недвигину Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
И.о. ... транспортного прокурора обратился в суд с исковым заявлением, в обосновании указав, что ... транспортной прокуратурой проводится проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдении государственными служащими запретов и ограничений. В целях проверки достоверности представленных государственными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, руководителю открытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк " ... " (далее - ОАО АКБ " ... ") направлены: ДД.ММ.ГГГГ требование N N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов, в отношении государственных служащих ... таможен, их супругов и несовершеннолетних детей; ДД.ММ.ГГГГ требование N N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений о счетах и вкладах денежных средств и драгоценных металлов, в отношении государственных служащих ... ЛУ МВД России на транспорте, а также ЛО МВД России на ст. ... , их супругов и несовершеннолетних детей. Вместе с тем, заместителем Председателя Правления - Директором Департамента обслуживания клиентов ОАО АКБ " ... " в предоставлении данных документов и сведений отказано (письмами ОАО АКБ " ... " от ДД.ММ.ГГГГ N N , от ДД.ММ.ГГГГ N 09-21030). Просил отказ в предоставлении запрашиваемой информации признать незаконным, возложить на ответчика обязанность представить запрашиваемую информацию. Также указал, что предъявление иска прокурора обусловлено нарушением ответчиком прав и законных интересов Российской Федерации в сфере реализации государственной политики противодействия коррупции.
Старший помощник Приморского транспортного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика просил суд иск отклонить.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
С постановленным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение подлежит отмене в части.
Согласно ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции, допущены нарушения норма материального права.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 21, частью 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1, статьей 1, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, пунктом 6 части 1 статьи 42 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, статьей 3 Федерального закона "О персональных данных" N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г., статьями 86, 88 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что предоставление персональных данных сотрудников таможенных органов по запросу прокурора, законом не предусмотрено.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции постановленным на ошибочном толковании норм материального права, без учета следующих положений действующего законодательства.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3, 6, 7 - 11), свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в органах таможни.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от ДД.ММ.ГГГГ N 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных правовых норм, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Как следует из материалов дела, Приморской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и соблюдении государственными служащими запретов и ограничений.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в ОАО АКБ " ... " было направленно требование N 01-28/34дсп о предоставлении сведений о счетах и вкладах, денежных средствах и драгоценных металлов, в отношении государственных служащих Владивостокской, Уссурийской и Хасанской таможен, их супругов и несовершеннолетних детей.
Статьей 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ служба в таможенных органах определена как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В силу положений статьи 58 названного закона надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено и частью 3 статьи 67 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.
Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований Приморского транспортного прокурора.
Судебная коллегия находит несостоятельным и вывод о законности отказа прокурору в получении информации о вкладах, денежных средства и драгоценных металлов сотрудников таможни, без изучения которых невозможно проверить соблюдение приведенных выше законов.
Поскольку целью истребования информации о сотрудниках таможни являлась проверка выполнения должностными лицами таможни установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что прокурор вправе проводить проверку только при поступлении информации о фактах нарушения законов.
Таким образом, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности действий Приморского транспортного прокурора в отношении сотрудников Владивостокской, Уссурийской и Хасанской таможен, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований постановлены на неправильном применении и толковании норм материального права.
Поскольку допущенные судом первой инстанции, нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного решения, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов, принятое судебное решение подлежит отмене.
Принимая во внимание, что по настоящему делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое судебное решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Исковые требования ... транспортного прокурора удовлетворить.
Признать отказ ОАО АКБ " ... " в предоставлении в ... транспортную прокуратуру запрашиваемой информации о счетах и вкладах, денежных средствах и драгоценных металлов, в отношении государственных служащих ... таможен, их супругов и несовершеннолетних детей - незаконным.
Обязать ОАО АКБ " ... " представить в ... транспортную прокуратуру сведения о счетах и вкладах, денежных средствах и драгоценных металлов, в отношении государственных служащих ... таможен, их супругов и несовершеннолетних детей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.