судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Лифановской В.П.
судей Павлуцкой С.В. и Ковалёва С.А.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску
Приморского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц
к ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
о признании действий незаконными и возложении обязанности
по апелляционной жалобе ОАО "Владивостокский морской торговый порт"
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08 октября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены. Действия ОАО "Владивостокский морской торговый порт" по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте признаны незаконными. На ОАО "Владивостокский морской торговый порт" возложена обязанность получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в течение 3х месяцев со дня вступления решения в законную силу. Взыскана с ОАО "Владивостокский морской торговый порт" государственная пошлина в размере 4000 рублей в доход местного бюджета.
Заслушав доклад судьи Лифановской В.П., выслушав транспортного прокурора Демидова Е.В., представителя ОАО "Владивостокский морской торговый порт" - Жилову Ю.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Владивостокский морской торговый порт" о признании действий незаконными и возложении обязанности получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчик ОАО "ВМТП" осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на основании лицензии серии МР-4 N от 22.11.2012г., выданной Дальневосточным управлением Государственного морского надзора на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах. Вместе с тем ответчик ОАО "ВМТП" также осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специальной лицензии, получение которой обязательно.
Ссылаясь на то, что неисполнение требований законодательства о лицензировании в части погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам без лицензии создает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, риск причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, транспортный прокурор просил признать действия ОАО "ВМТП" по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте незаконными, возложить обязанность на ОАО "ВМТП" в срок до 31.10.2013г. получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В судебном заседании помощник прокурора иск поддержал.
Представитель ОАО "ВМТП" иск не признал и пояснил, что общество осуществляет свою деятельность на территории порта в соответствии с имеющейся лицензией. В письменном отзыве указал, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ничем не отличается от деятельности, на которую имеется лицензия серии МР-4 N от 22.11.2012г., на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, и которая охватывает погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами и на железнодорожном транспорте, Полагал, что работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад могут включать в себя и перегрузку на железнодорожный транспорт.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ОАО "ВМТП", представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что между ОАО "ВМТП" и ОАО "РЖД" заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, в соответствии с которым производиться подача вагонов с грузом, в том числе опасными, пришедшими в адрес ОАО "ВМТП", на путь необщего пользования, развернутая длина которого составляет 20112,4м, в том числе на балансе ОАО "ВМТП" - 3943,6м., на балансе ОАО "РЖД" - 16168,8м.
В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.20011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п.3 ст. 3 ФЗ N 99).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в ст. 12 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 12 названного Закона (погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования указанной деятельности определен п. 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Из анализа приведенных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.
Факт осуществления ОАО "ВМТП" погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ответчиком ОАО "ВМТП" производилось без специальной лицензии, предусмотренной п. 27 ч.1 ст. 12 Закона 99-ФЗ, следует признать верными выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы ОАО "ВМТП" в судебном заседании и в апелляционной жалобе о наличии лицензии серии МР-4 N 000544 от 22.11.2012г. на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, судебной коллегией признаются необоснованными по следующим основаниям.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012г. N193.
Согласно п.3 данного Положения погрузочно-разгрузочная деятельность включает, в том числе, работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
Из анализа п. 4 данного положения и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, следует, что лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам, осуществляющим данные виды деятельности, являются различными.
Поскольку действия лицензии общества распространяется на конкретные объекты - причалы, осуществление каких - либо операций с опасными грузами на железнодорожном транспорте ею не предусмотрено.
Следовательно, имеющаяся у ОАО "ВМТП" лицензия не предоставляет ответчику право осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и не снимает с него обязанности по получению соответствующего специального разрешения.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что железнодорожные и автомобильные подъездные пути являются объектами инфраструктуры морского порта, что законодательство предусматривает возможность осуществление на территории морского порта перегрузки товаров с объектов железнодорожного транспорта (вагонов) на суда и склады портов, а также наоборот, устанавливая, что такая перегрузка обеспечивается портами и при этом не содержит указания на необходимость получения дополнительной лицензии, не может быть принята судебной коллегией.
При этом судебная коллегия полагает, что хотя железнодорожные пути и входят в инфраструктуру объектов морского порта, они подпадают под действие законодательства в области железнодорожного транспорта, в частности на них, как и на любые другие пути необщего пользования распространяются требования Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, что верно принято во внимание судом.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права, основания для его отмены не усматриваются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Владивостокский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.