Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К. и Королевой Е.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Артема в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 10 декабря 2013 года, которым заявление удовлетворено: признано незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа в части ненадлежащего содержания территории Артемовского городского округа, не проведении работ по очистке мест сброса отходов, на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на территории Артемовского городского округа на расстоянии около 200 метров от дома "адрес" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя администрации Артемовского городского округа Селезневой О.А., возражения прокурора Судницыной С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Артема обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой города Артема проведена проверка соблюдения требований законодательства об экологической безопасности на территории Артемовского городского округа, на расстоянии около 200 метров от дома "адрес" , располагается несанкционированная свалка - бытовые отходы из пластиковых и картонных упаковок, стеклянных бутылок, строительного мусора, полиэтиленовых пакетов, наполненных мусором. Бездействие администрации Артемовского городского округа в части невыполнения обязанности по ликвидации указанной свалки, сбору, вывозу и утилизации отходов приводит к возможности загрязнения экологической среды в месте расположения свалки и созданию неблагоприятной экологической обстановки, нарушает права жителей Артемовского городского округа на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Просит признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа в части ненадлежащего содержания территории Артемовского городского округа, не проведении работ по очистке мест сброса отходов, на администрацию Артемовского городского округа возложить обязанность устранить нарушения, очистить от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на расстоянии около 200 метров от дома "адрес" .
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Представитель администрации Артемовского городского округа с требованиями не согласился.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация Артемовского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами статей 4 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Артема проведена проверка соблюдения требований законодательства об экологической безопасности на территории Артемовского городского округа, на расстоянии около 200 метров от дома "адрес" , располагается несанкционированная свалка- бытовые отходы в виде пластиковых и картонных упаковок, стеклянных бутылок, строительного мусора, полиэтиленовых пакетов, наполненных мусором.
Суд, возлагая на администрацию Артемовского городского округа обязанность устранить нарушения федерального законодательства и ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, пришел к правильному выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей- неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Оценивая обстоятельства дела, суд правильно установил срок в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу для очистки и приведение территории несанкционированной свалки отходов производства и потребления в надлежащее состояние, поскольку неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Ссылка в жалобе на то, что администрацией Артемовского городского округа принимаются меры к ликвидации свалок, в связи с чем, вывод суда о бездействии администрации является неверным, является необоснованной.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Наличие несанкционированной свалки подтверждается актом проверки соблюдения требований законодательства об экологической безопасности от 23 октября 2013 года и на день рассмотрения заявления указанное нарушение не устранено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.