Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Горбенко Т.Н.
судей Стрюкова Д.А., Розановой М.А.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Надеждинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района", администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и обязании администрации Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения
по апелляционной жалобе представителя ответчика - администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края произвести установку системы видеонаблюдения в образовательном учреждении в течение трёх месяцев со дня вступления судебного решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района".
Заслушав доклад судьи ФИО6 , объяснения представителя ответчика администрации Надеждинского муниципального района ФИО4 , прокурора ФИО5 , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Надеждинского района проверки установлено, что руководством образовательного учреждения МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, что может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересом, здоровью граждан. Данное учреждение является муниципальным. Учредителем, осуществляющим финансирование, является администрация Надеждинского муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно установление системы видеонаблюдения, должна быть возложена на администрацию Надеждинского муниципального района, а также на МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" непосредственно использующее данное здание. Просит обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района произвести установку системы видеонаблюдения в образовательном учреждении в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района".
В судебном заседании ст. помощник прокурора Надеждинского района исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Надеждинского муниципального района требования прокурора в части возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" признала полностью, требования прокурора в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения не признала, ссылаясь на то, что согласно решению Думы Надеждинского муниципального района от 29.12.2009 г. N 227 "Об утверждении структуры администрации Надеждинского муниципального района" структурным подразделением администрации Надеждинского муниципального района в том числе, является Управление образования администрации Надеждинского муниципального района. Управление образования администрации Надеждинского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств Надеждинского муниципального района для подведомственных образовательных учреждений Надеждинского муниципального района. Обязанность по осуществлению финансирования мероприятия по установке системы видеонаблюдения должна быть возложена именно на Управление образования администрации Надеждинского муниципального района. В связи с этим, считает, что администрация Надеждинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком и просит суд заменить на надлежащего ответчика - Управление образования администрации Надеждинского муниципального района.
Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором требования признал в полном объёме.
Судом постановлено указанное решение, с которым ответчик администрация Надеждинского муниципального района Приморского края не согласилась, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение изменить в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района" и принять новое решение в указанной части, возложив данную обязанность на Управление образования администрации Надеждинского муниципального района.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, среди которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В п. 4 ст. 3 указанного Закона определено понятие противодействия терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011г N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в орган внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно Уставу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района", утвержденному постановлением администрации Надеждинского муниципального района от 25.12.2012года N 2464 является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Здание, занимаемое школой, расположенное по адресу: "адрес" , не оборудовано системой видеонаблюдения, что не оспаривалось ответчиками по делу.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, возложив на общеобразовательное учреждение МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 п. Новый Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность произвести установку системы видеонаблюдения, поскольку в нарушение требований действующего законодательства образовательное учреждение не имеет системы видеонаблюдения.
Доводы апелляционной жалобы отражают процессуальную позицию ответчика, приведенную в судебном заседании, и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.