судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лифановской В.П.
судей Марченко О.С., Степановой Е.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахтиной Н.С. к Обществу с ограниченной ответственностью "Велл Пасифик", авиакомпании Alitalia Compagnia Aerea Italiana S.p.A. о защите прав потребителя,
по апелляционной жалобе ООО "Велл Пасифик"
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 24 октября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
С ООО "Велл Пасифик" в пользу Бахтиной Н.С. взысканы стоимость авиабилетов размере 50 819 руб., неустойка в размере 50 819 руб., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 53 319 руб., всего 159 957 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С ООО "Велл Пасифик" в бюджет муниципального образования город Владивосток взыскана государственная пошлина в размере 4 268, 38 руб.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения представителя ответчика ООО "Велл Пасифик" Базылева Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бахтина Н.С. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что 01.02.2013 приобрела в ООО "Велл Пасифик" (авиаперевозчик Alitalia) авиабилеты на имя Бахтиной Н.С., П. , С. по маршруту Москва - Рим на общую сумму 50 819 руб. Вылет из г. Москвы планировался 29.04.2013, из Рима - 09.05.2013. В связи с невозможностью совершить полет, истицей по электронной почте 28.03.2013 был заявлен отказ от договора перевозки и требование о возврате денежных средств, уплаченных за авиабилеты. Также требования о возврате денежных средств были направлены в ООО "Велл Пасифик" и представительство компании Alitalia в г. Москве заказными письмами. Ответчики отказались возвратить уплаченные за авиабилеты денежные средства, ссылаясь на невозвратность тарифа, по которому были приобретены билеты. Полагая действия ответчиков незаконными, Бахтина Н.С., уточнив в ходе раасмотрения дела заявленные требования, просила взыскать с ООО "Велл Пасифик" и авиакомпании Alitalia Compagnia Aerea Italiana S.p.A. в лице представительства в г. Москве солидарно стоимость авиабилетов 50 819 руб., неустойку за невыполнение требований потребителя в размере 96 710 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
В судебном заседании представитель истицы Бахтиной Н.С. Паншин Д.Е. требования поддержал по доводам искового заявления.
Представитель ООО "Велл Пасифик" Боровая Д.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что 01.09.2012 между ООО "СТАР ТРАВЕЛ" и ООО "Велл Пасифик" заключен субагентский договор о предоставлении субагенту права продажи авиаперевозок. Бахтина Н.С. 01.02.2013 приобрела в ООО "Велл Пасифик" (авиаперевозчик Alitalia) три авиабилета по маршруту Москва-Рим на общую сумму 50 819 руб. При этом ей были разъяснены правила и условия тарифа, что подтверждается ее распиской. Впоследствии Бахтина Н.С. отменила бронирование билетов, просила возвратить уплаченную за авиабилеты сумму. Однако тариф перевозчика авиакомпании Alitalia является невозвратным, в связи с чем уплаченные за билеты денежные средства возврату не подлежат. Полученные от истицы денежные средства субагентом переданы перевозчику за исключением агентского сбора. На претензию Бахтиной Н.С. о возврате стоимости авиабилетов ООО "Велл Пасифик" ответило отказом.
Ответчик Alitalia Compagnia Aerea Italiana S.p.A. своего представителя в судебное заседание не направил, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилось ООО "Велл Пасифик", его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Истица, представитель ответчика Alitalia Compagnia Aerea Italiana S.p.A. на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "ВЕЛЛ ПАСИФИК" Базылев Д.А. настаивал на доводах апелляционной жалобы, полагая решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение о взыскании с ООО "Велл Пасифик" в пользу истицы стоимости авиабилетов, суд указал, что поскольку истица является потребителем, приобретающим авиабилеты для личных и семейных нужд, а ответчик выступает в роли продавца авиабилетов, отношения между сторонами регулируются положениями Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судебная коллегия находит указанный вывод суда верным.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бахтина Н.С. 01.02.2013 приобрела в ООО "Велл Пасифик" (авиаперевозчик Alitalia) авиабилеты на имя Бахтиной Н.С., Бахтина П.А., Бахтиной С.П. по маршруту Москва-Рим на общую сумму 50819 руб.
Бахтина Н.С. заказанным письмом от 13.03.2013 направила в адрес ООО "Велл Пасифик" уведомление об отказе от договора перевозки с требованием о возврате денежных средств, оплаченных за билеты.
Аналогичная по содержанию претензия была 16.04.2013 направлена истицей перевозчику Alitalia Compagnia Aerea Italiana S.p.A.
В ответе на претензию от 03.04.2013 ООО "Велл Пасифик" сообщило истице об отказе в возврате денежных средств со ссылкой на то, что договор перевозки заключен между Бахтиной Н.С. и Alitalia.
Alitalia Compagnia Aerea Italiana S.p.A. также в ответе от 20.05.2013 сообщило, что по вопросу возврата стоимости билетов пассажир должен обратиться по месту оформления билетов, поскольку обязанность по уведомлению пассажира о правилах тарифа приобретаемого билета возложена на агента, осуществляющего его продажу.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
Вместе с тем из материалов дела следует, что истицей приобретены авиабилеты международной перевозки по невозвратному тарифу, установленному авиакомпанией Alitalia, являющейся иностранным юридическим лицом. Применение невозвратных тарифов является обычной международной практикой и согласуется с положениями Варшавской Конвенции 1929 года "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок", при этом установление иностранной авиакомпанией тарифов, обязательно соответствующих нормам внутреннего законодательства РФ действующими нормами права не предусмотрено.
В соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Однако доказательств того, что при покупке авиабилетов истице ООО "Велл Пасифик" была предоставлена полная информация о тарифе, суду не представлено.
Имеющейся в материалах дела расписке от 01.02.2013 с указанием на ознакомление Бахтиной Н.С. с условиями применения тарифа, возврата и обмена билета судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, основания не согласиться с которой у судебной коллегии отсутствуют.
Согласно положениям части 1 статьи 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
В результате ненадлежащего предоставления ООО "Велл Пасифик" истице информации о тарифе, Бахтиной Н.С. были причинены убытки в виде стоимости приобретенных ее авиабилетов в сумме 50819 руб., которая обоснованно взыскана судом с ответчика в пользу истицы.
Помимо изложенного, в силу пункта 2.1.7 субагентского договора о предоставлении субагенту права продажи авиаперевозок от 01.09.2012, заключенного между ООО "СТАР ТРЕВЕЛ" и ООО "Велл Пасифик", на субагенте лежит обязанность по информированию клиентов, приобретающих авиабилеты в офисах субагента, в том числе, о правилах применения тарифа перевозки, условиях возврата билета. При этом Субагент обязан документально подтвердить факт разъяснение пассажиру правил и условий тарифа. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Велл Пасифик" не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку оно выступает в качестве субагента, действующего от имени и за счет перевозчика авиакомпании Alitalia, не могут повлечь за собой отмену постановленного решения в указанной части.
Между тем, суд первой инстанции, принимая решение в части взыскания с ООО "Велл Пасифик" в пользу истицы неустойки, руководствовался положениями статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", однако между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора купли-продажи авиабилетов, в связи с чем судебная коллегия полагает, что решение суда в указанной части в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит изменению.
В соответствии со статьей 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя о возмещении убытков вследствие предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В силу части 1 статьи 23 за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Из материалов дела следует, что отмена бронирования авиабилетов, приобретенных истицей, произведена ответчиком 01.04.2013, однако по истечении 10 дней, то есть в период с 11.04.2013 до 07.10.2013 (дата определена истицей) денежные средства, оплаченные Бахтиной Н.С., не возвращены, таким образом период просрочки исполнения в добровольном порядке требований потребителя составил 180 дней, размер неустойки за период просрочки составляет (50819 руб. х 1% х 180 дн.) 91474,20 руб.
В силу положений статьи 333 ГК РФ, поскольку сумма неустойки явно несоразмерна последствиям неисполнения ООО "Велл Пасифик" обязанности по возмещению причиненных истице убытков, а ответчиком заявлено соответствующее ходатайство, судебная коллегия считает возможным снизить размер неустойки до 15000 руб.
Согласно статье 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ООО "Велл Пасифик" в пользу истицы подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, которая с учетом взысканной судом суммы компенсации морального вреда в размере 5000 руб., составляет 35409,5 руб.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ООО "Велл Пасифик" в доход бюджета муниципального образования г. Владивосток подлежит взысканию госпошлина в размере 3424,57 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 24 октября 2013 года изменить в части взыскания неустойки, штрафа, госпошлины.
Взыскать с ООО "Велл Пасифик" в пользу Бахтиной Н.С. неустойку в размере 15000 руб., штраф в размере 35409,5 руб.
Взыскать с ООО "Велл Пасифик" в доход бюджета муниципального образования г. Владивосток государственную пошлину в размере 3424,57 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.