Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
с участием прокурора Ессина А.М.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края в интересах неопределенного круга лиц, учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний к администрации МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда,
по апелляционной жалобе представителя департамента финансов Приморского края на решение Спасского районного суда Приморского края от 20 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения представителей департамента финансов Приморского края, возражения прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Спасска-Дальнего обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний к администрации МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний, департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки на предмет соблюдения требований законодательства в области образования в части обеспечения учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, проведенной прокуратурой г. Спасска-Дальнего, был установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. В нарушение законодательных норм и федеральных образовательных стандартов и требований, предъявляемых к образовательному процессу средняя обеспеченность учебников с 1
по 11 классы школы, составляет 67,9%. Родители учеников вынуждены самостоятельно (при отсутствии такой обязанности) на собственные средства приобретать учебники и учебные пособия по основной образовательной программе и образовательным стандартам.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Просил суд возложить обязанность по укомплектованию библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями на общеобразовательное учреждение, по обеспечению денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда на департамент образования и науки Приморского края, по выделению денежных средств департаменту науки и образования Приморского края на департамент финансов Приморского края.
Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что из-за недостаточного финансирования библиотечный фонд школы укомплектован не в полном объеме. После выделения соответствующего финансирования образовательное учреждение укомплектует библиотечный фонд учебниками в необходимом объеме.
Представитель департамента финансов Приморского края
просил рассмотреть дело без его участия. Представил отзыв, в котором не согласился с исковыми требованиями и с его привлечением в качестве ответчика по настоящему делу. Указал, что главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенций на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам является департамент образования и науки Приморского края.
Представитель департамента образования и науки Приморского края также просил дело рассмотреть без его участия. Представил отзыв, в котором не согласившись с исковыми требованиями и с привлечением его в качестве ответчика по настоящему делу, указал, что с 2006 года по 2013 год произвел финансирование расходов общеобразовательных учреждений Городского округа Спасск-Дальний на достаточное пополнение библиотечных фондов учреждений учебниками.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных ответчиков.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 20 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены. На МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность обеспечить МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний денежными средствами, а на департамент финансов Приморского края - выделить денежные средства департаменту науки и образования Приморского края для предоставления МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С данным решением не согласился департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализации права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, согласно статье 18 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 03.07.09 N .
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" городского округа Спасск-Дальний бесплатной учебной литературой в 2013 году, суд с учетом названных положений закона правильно возложил на указанное общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями, а на департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию данного учебного учреждения с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда.
Учитывая, что департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к департаменту финансов Приморского края, возложив на него обязанность по выделению денежных средств необходимых департаменту науки и образованию Приморского края для обеспечения ими общеобразовательного учреждения.
Так как на основании статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение указанных гарантий в Приморском крае должна быть возложена на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31.01.06 N , департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с пунктом 7.2 раздела 2 указанного Положения, департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
Таким образом, возложение судом обязанности на департамент финансов Приморского края по выделению денежных средств департаменту образования и науки Приморского края, обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.05 N "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края", которые не оспорены заинтересованными лицами, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Несмотря на то, что пунктом 3 статьи 3 Закона Приморского края N (в редакции от 20.12.12) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Несостоятельным признается и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета.
Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено определение нормативов согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 настоящего Закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счет местного бюджета.
Так как доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, и им судом дана надлежащая оценка, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента финансов Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.