Судебная коллегия по гражданским делам ... краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Ковалева С.А., Важениной Н.С.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ... района ... края к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N "адрес" ", администрации ... муниципального района о понуждении к исполнению действий,
по апелляционной жалобе администрации ... муниципального района
на решение ... районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года, которым исковые требования были удовлетворены.
На Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N "адрес" " возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести установку в соответствии с действующим законодательством видеонаблюдение в образовательном учреждении.
На администрацию ... муниципального района возложена обязанность произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад общеразвивающего вида N "адрес" ".
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав прокурора Звягинцеву Т.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... района обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также администрацией образовательного учреждения не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно, отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, в связи с чем, просит суд обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N "адрес" ", администрацию ... муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку в соответствии с действующим законодательством видеонаблюдение в образовательном учреждении и обязать администрацию ... муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МКДОУ ДСОВ N N .
В судебном заседании ст. помощник прокурора "адрес" ФИО7 уточнила исковые требования и просила суд обязать МКДОУ ДСОВ N произвести установку в соответствии с действующим законодательством видеонаблюдение в образовательном учреждении, а администрацию ... муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МКДОУ ДСОВ N N .
Представитель ответчика заведующая МКДОУ ДСОВ N Гудименко Е.А. в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском согласна в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации ... муниципального района не явилась.
Представитель Управления образования администрации "адрес" , привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мармилова Т.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме, пояснив, что по системе видеонаблюдения в школах и детских садах района ведутся проектные работы. Финансирование работ по закупке оборудования видеонаблюдения и его монтажу планируется в первом квартале ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением ... районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования были удовлетворены.
С постановленным решением не согласился представитель администрации ... муниципального района, в поданной апелляционной жалобе просит решение отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как установлено судом и следует из материалов дела, в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N "адрес" " отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение.
Судебная коллегия полагает, что это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно Уставу МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N "адрес" ", утвержденному постановлением администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания детского садика системой видеонаблюдения как на муниципальную образовательную организацию, так и на учредителя -администрацию ... муниципального района, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что местная администрация ... муниципального района не вправе в нарушение бюджетного законодательства осуществлять проведение и финансирование мероприятий, поскольку не является распорядителем бюджетных средств в отношении всех образовательных учреждений муниципального района, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку Управление образования само по себе не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей установленных законом, по финансированию муниципальных учреждений.
Вместе с тем, возложение обязанности по финансированию установки системы видеонаблюдения на администрацию ... муниципального района, как на орган местного самоуправления, не исключает исполнение данной обязанности Управлением образования администрации ... муниципального района, как одной из структурных подразделений администрации Надеждинского муниципального района.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были проверены судом при рассмотрении дела и имели бы существенное юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ... районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ... муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.