Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Лозенко И.А.
судей Важениной Н.С., Ковалева С.А.
с участием прокурора Звягинцевой Т.А.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района" к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района", администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения
по апелляционной жалобе администрации Надеждинского муниципального района
на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2013 года, которым на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края возложена обязанность произвести установку системы видеонаблюдения в образовательном учреждении в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения суда в законную силу. Кроме того, суд обязал администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района".
Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав прокурора, считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района" с иском о возложении обязанности на МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района", администрацию Надеждинского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку в соответствии с действующим законодательством видеонаблюдения в образовательном учреждении, возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что руководством образовательного учреждения МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п.Девятый Вал Надеждинского района" не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении: отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой, что может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересом, здоровью граждан.
Ссылался на то, что согласно Уставу МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п.Девятый Вал Надеждинского района", данное учреждение является муниципальным, его финансирование осуществляет администрация Надеждинского муниципального района.
В судебном заседании старший помощник прокурора Надеждинского района поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Надеждинского муниципального района в судебном заседании требования прокурора в части возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п.Девятый Вал Надеждинского района" признал полностью, требования прокурора в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п.Девятый Вал Надеждинского района" не признал.
Пояснил, что обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по установке системы видеонаблюдения должна быть возложена на Управление образования администрации Надеждинского муниципального района как на отраслевой орган администрации Надеждинского муниципального района в сфере образования. Ссылался на то, что администрация Надеждинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.
Представитель МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района" исковые требования признал в полном объеме.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация Надеждинского муниципального района, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит изменить решение в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района", возложив данную обязанность на Управление образования администрации Надеждинского муниципального района. Ссылается на нарушение судом норм материального права при вынесении решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагал решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Судом установлено, что в здании МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 15 п. Девятый Вал Надеждинского района", являющегося согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации Надеждинского муниципального района от 29.12.2011 N 1775, муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, отсутствует система видеонаблюдения.
Поскольку факт нарушения требований нормативно-правовых актов об оборудовании образовательного учреждения системой видеонаблюдения вследствие отсутствия финансирования, нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, оснований для признаний выводов суда об обоснованности исковых требований прокурора у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым вследствие того, что заявку на осуществление финансирования может подать только главный распорядитель бюджетных средств, которым выступает Управление образования администрации Надеждинского района, несостоятелен, поскольку Управление образования само по себе не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей установленных законом, по финансированию муниципальных учреждений.
Вместе с тем, возложение обязанности по финансированию установки системы видеонаблюдения на администрацию Надеждинского муниципального района, как на орган местного самоуправления, не исключает исполнение данной обязанности Управлением образования администрации Надеждинского муниципального района, как одним из структурных подразделений администрации Надеждинского муниципального района.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 5 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.