Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К. и Королевой Е.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Артема в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 10 декабря 2013 года, которым заявление удовлетворено: признано незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа в части ненадлежащего содержания территории Артемовского городского округа, не проведении работ по очистке мест сброса отходов, на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на территории Артемовского городского округа при движении по трассе Артем-Угловое-Владивосток, в районе автобусной остановки ... , при съезде с асфальтовой дороги, по крайней левой дороге со стороны левой обочины при дальнейшем движении в лесной массив в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя администрации Артемовского городского округа Селезневой О.А., возражения прокурора Судницыной С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Артема обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой города Артема проведена проверка соблюдения требований законодательства об экологической безопасности на территории Артемовского городского округа, при движении по трассе Артем-Угловое-Владивосток, в районе автобусной остановки ... , при съезде с асфальтовой дороги, по крайней левой дороге со стороны левой обочины при дальнейшем движении в лесной массив, располагаются два фрагмента несанкционированной свалки - бытовые отходы в виде пластиковых и картонных упаковок, крупногабаритный мусор, полиэтиленовые пакеты, наполненные мусором. Бездействие администрации Артемовского городского округа в части невыполнения обязанности по ликвидации указанной свалки, сбору, вывозу и утилизации отходов приводит к возможности загрязнения экологической среды в месте расположения свалки и созданию неблагоприятной экологической обстановки, нарушает права жителей Артемовского городского округа на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Просит признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа в части ненадлежащего содержания территории Артемовского городского округа, не проведении работ по очистке мест сброса отходов, на администрацию Артемовского городского округа возложить обязанность устранить нарушения, очистить от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенную при движении по трассе Артем-Угловое-Владивосток, в районе автобусной остановки ... , при съезде с асфальтовой дороги, по крайней левой дороге со стороны левой обочины при дальнейшем движении в лесной массив.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Представитель администрации Артемовского городского округа с требованиями не согласился.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация Артемовского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами статей 4 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Артема проведена проверка соблюдения требований законодательства об экологической безопасности на территории Артемовского городского округа, при движении по трассе Артем-Угловое-Владивосток, в районе автобусной остановки ... , при съезде с асфальтированной дороги, при дальнейшем движении в лесной массив, по крайней левой дороге со стороны левой обочины, на протяжении всей дороги через лесной массив, располагаются два фрагмента несанкционированной свалки- бытовые отходы в виде пластиковых и картонных упаковок, крупногабаритный мусор, полиэтиленовые пакеты, наполненные мусором.
Суд, возлагая на администрацию Артемовского городского округа обязанность устранить нарушения федерального законодательства и ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, пришел к правильному выводу, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей- неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Оценивая обстоятельства дела, суд правильно установил срок в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу для очистки и приведение территории несанкционированной свалки отходов производства и потребления в надлежащее состояние, поскольку неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Ссылка в жалобе на то, что администрацией Артемовского городского округа принимаются меры к ликвидации свалок, в связи с чем, вывод суда о бездействии администрации является неверным, является необоснованной.
В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (в данном случае Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Наличие несанкционированной свалки подтверждается актом проверки соблюдения требований законодательства об экологической безопасности от 24 октября 2013 года и на день рассмотрения заявления указанное нарушение не устранено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.