Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Ровенко П.А., Туктамышевой О.В.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Губко В.М. о признании незаконными действий (бездействия) Муниципального комитета Лучегорского городского поселения, главы Лучегорского городского поселения, Думы Пожарского муниципального района, главы Пожарского муниципального района
по апелляционной жалобе Губко В.М. на решение Пожарского районного суда Приморского края от 1 октября 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губко В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Муниципального комитета Лучегорского городского поселения, главы Лучегорского городского поселения, Думы Пожарского муниципального района, главы Пожарского муниципального района, которые не организуют общественное обсуждение вопросов местного значения путём проведения собраний (конференций) граждан. В обоснование своих требований заявитель указал, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются проведение собраний граждан и конференций граждан (собраний делегатов). Вместе с тем, в пгт. Лучегорск и Пожарском муниципальном районе местное самоуправление в таких формах не осуществляется. Вопросы местного значения, которые, по мнению заявителя, уполномочены решать только собрания (конференции) граждан, органы местного самоуправления на непосредственное обсуждение граждан не выносят. Отчёты руководителей органов местного самоуправления и представительных органов местного самоуправления на собраниях (конференциях) граждан не заслушиваются. Данные действия (бездействие) являются незаконными и нарушают права заявителя, в связи с чем, Губко В.М. просил суд обязать Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения, Главу Лучегорского городского поселения, Думу Пожарского муниципального района, Главу Пожарского муниципального района незамедлительно провести отчеты о своей деятельности на конференции уполномоченных делегатов граждан.
В судебном заседании Губко В.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Муниципального комитета Лучегорского городского поселения Бирюков А.С., представитель Думы Пожарского муниципального района Кравченко Т.А. и представитель Главы Пожарского муниципального района Зайкова К.А. в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявления.
Представитель администрации Лучегорского городского поселения в судебное заседание не явился, суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Губко В.М., в поданной апелляционной жалобе им ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан (часть 1 статьи 29 Федерального закона). Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 2 статьи 29 Федерального закона). Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления (часть 5 статьи 29 Федерального закона).
Статьёй 30 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
В соответствии со статьями 14 и 15 Устава Пожарского муниципального района собрания граждан могут проводиться по инициативе Думы Пожарского муниципального района, главы Пожарского муниципального района, при этом, порядок назначения и проведения таких собраний определяется соответственно решением Думы Пожарского муниципального района или распоряжением главы Пожарского муниципального района; собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Думой Пожарского муниципального района, если за его проведение подписалось не менее 5 процентов избирателей, проживающих на соответствующей территории. Конференции жителей (собрания делегатов) населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц могут проводиться в случаях, если обсуждение вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей Пожарского муниципального района, должно быть проведено в более короткие сроки, чем сроки, предусмотренные настоящим Уставом для проведения собрания граждан, либо созыв собрания граждан затруднен, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Пожарского муниципального района. Норма представительства в этих случаях устанавливается решением Думы Пожарского муниципального района. При этом, конференции граждан осуществляют полномочия собраний граждан и порядок их назначения и проведения определяются решением Думы Пожарского муниципального района.
Согласно статьям 12, 13 Устава Лучегорского городского поселения собрание граждан Лучегорского городского поселения может быть проведено по инициативе населения, муниципального комитета Лучегорского городского поселения, главы Лучегорского городского поселения. Для проведения собрания по инициативе населения обращение должно исходить от группы граждан численностью не менее 10 человек, которые должны обратиться в муниципальный комитет Лучегорского городского поселения с соответствующим заявлением. Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения не позднее чем через 15 дней со дня поступления заявления принимает решение о проведении собрания. Конференции жителей (собрания делегатов) населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц могут проводиться в случаях, если обсуждение вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей Лучегорского городского поселения, должно быть проведено в более короткие сроки, чем сроки, предусмотренные Уставом для проведения собрания граждан, либо созыв собрания граждан затруднен, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц. Назначение и проведение конференций граждан производится в порядке, установленном Уставом для проведения собрания граждан.
Частью 3 статьи 23 Устава Пожарского муниципального района предусматривает, что глава Пожарского муниципального района представляет Думе Пожарского муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности. Аналогично пунктом 12 части 1 статьи 24.2 Устава Лучегорского городского поселения предусматривает обязанность главы Лучегорского городского поселения представлять муниципальному комитету Лучегорского городского поселения ежегодные отчеты о результатах деятельности администрации Лучегорского городского поселения.
Отказывая в удовлетворении требований заявления Губко В.М. о возложении на органы, чьи действия (бездействие) обжалуются, обязанности представить отчёты о своей деятельности на конференции уполномоченных делегатов граждан, суд первой инстанции, проанализировав указанные выше положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставов муниципальных образований, пришёл к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство не возлагает на Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения, главу Лучегорского городского поселения, Думу Пожарского муниципального района и главу Пожарского муниципального района обязанность выносить отчёты о своей деятельности на обсуждение собраний граждан либо конференций граждан (собраний делегатов). Данные представительные органы местного самоуправления и должностные лица вправе быть инициаторами назначения и проведения подобных собраний и конференций, вместе с тем, нереализация ими данного права не может расцениваться в качестве действия (бездействия), нарушающего права Губко В.М. применительно к положениям статьи 255 ГПК РФ.
Кроме того, суд верно указал в решении на отсутствие обращений инициативных групп граждан в порядке пункта 5 статьи 12 Устава Лучегорского городского поселения и пункта 5 статьи 14 Устава Пожарского муниципального района в представительные органы местного самоуправления по вопросу проведения собраний (конференций) граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке правильных выводов суда первой инстанции, а также к неверному толкованию заявителем положений действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Эти доводы несостоятельны и не могут влечь отмену постановленного судом решения.
По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 1 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Губко В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.