Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бизякиной Н.П.
судей Стрюкова Д.А., Старовойт Р.К.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свинарь М. Ф. к администрации Дальнереченского городского округа о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 23 декабря 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края поставить Свинарь М. Ф. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А. , объяснения представителя истца Сидорович Т.П. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с названным иском, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО2 , имеет удостоверение, которое даёт право на льготы и преимущества, установленные п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". После смерти супруга проживала в неблагоустроенном собственном доме по "адрес" , который за ветхостью пришёл в негодность и был списан. С апреля 2008 года проживает в доме семьи своей дочери ФИО7 по "адрес" , жилой площадью 19,2 кв. м на основании заключённого соглашения о праве пользования, согласно которому она не может пользоваться любыми другими жилыми помещениям, находящимися в собственности ФИО7 . Жилая площадь дома недостаточна для проживания трёх человек, так как не соответствует норме предоставления на 1 человека - 10 кв.м. Дом 1949 года постройки, имеет физический износ 71,4% и непригоден для проживания. На её обращение решением жилищной комиссии администрации ДГО от 1 июля 2013 года отказано в постановке на учёт для получения жилого помещения. Считает, что отказ противоречит требованиям ст. 31 ЖК РФ.
Ответчик в письменных возражениях требования не признал, просил в иске отказать по тем основаниям, что дочь заявителя ФИО7 имеет в собственности жилой дом по "адрес" и квартиру "адрес" . Суммарная площадь жилых помещений составляет 72,3 кв.м. Норма предоставления площади жилого помещения в ДГО для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м общей площади на одного человека, поэтому отказ Свинарь М.Ф. в постановке на учёт является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель истца требования уточнила, просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Дальнереченского городского округа от 1 июля 2013 года об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и обязать администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края поставить Свинарь М. Ф. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ответчика исковые требования не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на доводы письменных возражений.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 21 во взаимосвязи с пп. 4 п. 1 ст. 21 Закона супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак, имеют право на меры социальной поддержки, включая право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В качестве меры социальной поддержки ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пп. 3 п. 1 ст. 15 Закона N 5-ФЗ).
В соответствии со ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14,15,16,17,18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Согласно пп.2 п.3 ст. 23.2 Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан участников Великой Отечественной войны.
В силу п.3 ст.1 Закона Приморского края от 26 июня 2006 года N 389-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края" независимо от времени постановки на учет действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, а также приравненные к ним лица, указанные в пункте 4 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Законом N 297-КЗ определён порядок ведения органами местного самоуправления в Приморском крае учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с п. 2 Постановления главы Дальнереченского городского округа от 20 декабря 2005 года N 654 "О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной норме жилого помещения в Дальнереченском городском округе" установлена учётная норма жилой площади 10 кв. м на одного человека.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Свинарь М.Ф. является вдовой участника ВОВ, что подтверждено удостоверением серии N , выданным 21 октября 2011 года, в повторный брак после смерти мужа не вступала.
Свинарь М.Ф. проживает в "адрес" края, принадлежащем на праве собственности её дочери ФИО7 . Общая площадь жилого дома составляет 19,2 кв.м. Совместно с истцом в данном жилом помещении зарегистрирована дочь-собственник ФИО7 , зять ФИО8 . Дочь истца ФИО7 и зять ФИО8 имеют в собственности на основании договора приватизации от 23 апреля 1993 года квартиру "адрес" края общей площадью 53,1 кв.м ... В данном жилом помещении проживают ФИО8 , ФИО7 , ФИО9 , ФИО10 , ФИО11 .
Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Свинарь М.Ф. и членов её семьи составляет 72,3 кв.м.
Свинарь М.Ф. обратилась в администрацию Дальнереченского городского округа о предоставлении ей благоустроенного жилья как вдове умершего ветерана Великой Отечественной войны.
О результатах рассмотрения заявления истице стало известно из письменного сообщения от 2 июня 2013 года, согласно которому решением жилищной комиссии от 01.07.2013 г. Свинарь М.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что площадь жилого помещения по "адрес" не может быть учтена при установлении уровня обеспеченности жильем, поскольку с учётом требований к жилому помещению, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в совокупности с заключением технического обследования, жилой дом по "адрес" края является аварийным и непригодным для проживания.
Поскольку пригодной для проживания для Свинарь М.Ф. и членов ее семьи, состоящей из шести человек является квартира "адрес" , общая площадь которой составляет 53,1 кв. м., что ниже установленной учетной нормы, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, возложив на администрацию Дальнереченского городского округа "адрес" обязанность поставить Свинарь М.Ф. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не проверены полномочия представителя истца Сидорович Т.П. не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку в судебном заседании личность представителя истца была установлена (л.д. 128), ее полномочия подтверждены доверенностью, копия которой имеется в материалах дела (л.д. 5).
Остальные доводы фактически выражают несогласие представителя администрации Дальнереченского городского округа Приморского края с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.