Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.,
судей: Павлуцкой С.В., Важениной Н.С.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Владивостока к администрации г. Владивостока, Думе г. Владивостока о возложении обязанности
по апелляционным жалобам ответчиков
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 декабря 2013 года, которым иск удовлетворен; на администрацию г. Владивостока возложена обязанность разработать и организовать выполнение муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа, осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, предусмотрев их в следующих муниципальных программах по вопросам развития города Владивостока: 1) муниципальная программа "Развитие, содержание улично - дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа на 2014 - 2018 года", утвержденная постановлением администрации г. Владивостока от 20.09.2013 N 2704; 2) муниципальная программа "Содержание жилищного фонда Владивостокского городского округа на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 20.09.2013 N 2709; 3) муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в г. Владивостоке на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 19.09.2013 N 2702. На Думу г. Владивостока возложена обязанность предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 08.07.2011 N 728.
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения представителя администрации - Бондарь Т.Н., представителей Думы г. Владивостока - Волик И.С., Власовой Ю.Э., возражения прокурора Прытковой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Владивостока обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что входе проведенной проверки исполнения администрацией г. Владивостока законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах Владивостокского городского округа было установлено, что администрацией г. Владивостока вопросы организационно - правового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования реализуются не должным образом. Так, администрацией города не разработана муниципальная целевая программа по вопросу обеспечения пожарной безопасности. Планы и программы развития территории не включают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Принимая во внимание высокую значимость вопроса пожарной безопасности, нарушение норм и правил пожарной безопасности является недопустимым и может повлечь существенное нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей Владивостокского городского округа, а также муниципальных органов г. Владивостока. С учетом уточненных исковых требований прокурор просил возложить на администрацию г. Владивостока обязанность разработать и организовать выполнение муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Владивостокского городского округа, осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, предусмотрев их в следующих муниципальных программах по вопросам развития города Владивостока: 1) муниципальная программа "Развитие, содержание улично - дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа на 2014 - 2018 годы", утвержденная постановлением администрации г. Владивостока от 20.09.2013 N 2704; 2) муниципальная программа "Содержание жилищного фонда Владивостокского городского округа на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 20.09.2013 N 2709; 3) муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в г. Владивостоке на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 19.09.2013 N 2702; возложить обязанность на Думу г. Владивостока предусмотреть мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 08.07.2011 N 728.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель администрации г. Владивостока с иском не согласился, представил письменные возражения, согласно которым, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, к которым не относится внесение изменений в принятые муниципальные программы, регламентирующие отношения, связанные с решением других вопросов местного значения. Более того, указанное требование противоречит пункту 1.4 Порядка, согласно которому мероприятия подпрограммы одной муниципальной программы не могут быть одновременно включены в другую муниципальную программу. Требования прокурора по включению в муниципальные программы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности не соответствуют п. 3 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ, согласно которому к первичным мерам пожарной безопасности относится разработка и организация выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Стратегия и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года, утвержденные решением Думы города Владивостока от 08.07.2011 N 728 не относятся к категории планов и программ развития территории, так как не являются нормативно правовым актом, определяющим комплексное развитие территории Владивостокского городского округа, не включают перечень мероприятий, подлежащих реализации на территории городского округа, а содержат только анализ эмпирических данных и прогноз развития города.
Представитель Думы г. Владивостока с иском не согласился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому следует, что требования прокурора о возложении обязанности принять конкретный правовой акт, противоречит ст. 10, главе 8 Конституции РФ, поскольку суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность представительных органов местного самоуправления, возлагать на них обязанность по принятию соответствующих нормативных правовых актов. Более того, правоотношения в области пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности Владивостокского городского округа нормативно урегулированы. Администрацией г. Владивостока комплексно осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Владивостокского городского округа.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились администрация г. Владивостока и Дума г. Владивостока, представителями которых поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией г. Владивостока в нарушение законодательства о пожарной безопасности вопросы организационно - правового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования реализуются не должным образом. Администрацией г. Владивостока предусмотрены первичные меры пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности лишь в отдельных муниципальных программах "Развитие муниципальных детских школ искусств "Владивосток. Культура. Дети" на 2012 -2015 года", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока 02.09.2011 N 2540, а также "Безопасность муниципальных образовательных учреждений г. Владивостока" на 2011-2013 года", утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 30.09.2010 N 1156. Также администрацией г. Владивостока на территории городского округа реализуются иные муниципальные программ, утвержденные постановлением администрации г. Владивостока, направленные на безопасность и защищенность жизни и здоровья граждан, их имущества, муниципального имущества, однако ими не предусмотрена реализация мероприятий по первичной пожарной безопасности, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Думой г. Владивостока в Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 08.07.2011 N 728 не предусмотрены программы развития территории Владивостокского городского округа, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Пунктами 2, 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности относятся разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, а также разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения муниципального образования города Владивостока.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, материальный закон к спорным правоотношениям применен правильно.
Доводы апелляционных жалоб мотивированные выводы суда не опровергают, сводятся исключительно к несогласию с ними, что не может служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.