Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В., Зиганшина И.К.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту законных прав и интересов Банниковой Т.Н. к администрации Дальнереченского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий по апелляционной жалобе администрации Дальнереченского городского округа на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 24 декабря 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав прокурора ФИО10 , полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту законных прав и интересов Банниковой Т.Н. указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению Банниковой Т.Н. на бездействие администрации Дальнереченского городского округа, в результате которой выявлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации. Прокуратурой установлено, что "адрес" является муниципальной собственностью Дальнереченского городского округа, предоставлен Банниковой Т.Н. на основании ордера от 24 ноября 1995 года. 26 сентября 2013 года Банникова Т.Н. обращалась в администрацию города по вопросу невозможности проживания в жилом помещении, с просьбой о проведении его комиссионного обследования с целью признания аварийным. При проведении проверки по обращению Банниковой Т.Н. администрацией Дальнереченского городского округа 22 октября 2013 года составлен акт от 22 октября 2013 года N52. Несмотря на то, что "адрес" выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, администрация Дальнереченского городского округа в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещения, собственником которого является, а также соответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Несмотря на обращение Банниковой Т.Н. о проведении комиссионного обследования с целью признания дома аварийным и наличие акта проведения мероприятий по муниципальному жилищному контролю от 22 октября 2013 года, содержащего информацию о разрушении жилого помещения, администрацией Дальнереченского городского округа не инициировано заседание межведомственной комиссии Дальнереченского городского округа для оценки пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания.
Отсутствие решения межведомственной комиссии об оценке жилого помещения лишает Банникову Т.Н. права требовать от администрации Дальнереченского городского округа другого жилого помещения (в случае признания жилого помещения непригодным для проживания или аварийным) или проведения его капитального ремонта (при признании жилого помещения пригодным для проживания).
Непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействия ответчика может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома или его части, создаст угрозу жизни и здоровью проживающей в нем Банниковой Т.Н.
Просит признать незаконным бездействие администрации Дальнереченского городского округа, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: "адрес" г. Дальнереченска, и обязать администрацию инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, путем направления в межведомственную комиссию Дальнереченского городского округа заявления и документов, указанных в пунктах 44,45 Положения, о проведении обследования "адрес" на предмет пригодности (непригодности) для проживания, аварийности.
В судебном заседании старший помощник Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО11 на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Банникова Т.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель администрации Дальнереченского городского округа ФИО12 в удовлетворении требований просила отказать, пояснив, что спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества требующего технической экспертизы, которая проводится в порядке очередности, что свидетельствует об отсутствии со стороны администрации бездействия.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация Дальнереченского городского округа, в поданной представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела.
Выслушав пояснения прокурора ФИО13 , полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Банникова Т.Н. проживает в доме "адрес" , собственником которого является администрация Дальнереченского городского округа Приморского края.
26 сентября 2013 года Банникова Т.Н. обратилась в администрацию Дальнереченского городского округа с заявлением о проведении комиссионного обследования занимаемого ею жилого помещения с целью признания его аварийным.
22 октября 2013 года главным специалистом отдела жизнеобеспечения администрации ДГО в присутствии Банниковой Т.Н. проведено визуальное обследование жилого помещения, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что: жилой дом 1956 года постройки, одноэтажный, деревянный, с двухскатной шиферной кровлей, общая площадь 33,9 кв.м., отопление печное, водоснабжение и канализация отсутствуют; оконные блоки деревянные, из - за биологических повреждений непригодны для дальнейшей эксплуатации; стены неровные, частично со следами отвалившейся штукатурки, многочисленные длинные и глубокие трещины; потолочные балки провисли, во всех комнатах на потолке длинные и глубокие трещины; опорная конструкция печи разрушена, низ печи проседает; фундамент дома частично разрушен. Согласно данного акта необходима техническая экспертиза специализированной организации для определения технического состояния жилого помещения.
24 октября 2013 года администрацией Дальнереченского городского округа направлено письмо Банниковой Т.Н., в котором сообщалось, что на основании акта обследования N52 от 22 октября 2013 года, жилое помещение по адресу: "адрес" внесено в список муниципального жилищного фонда требующего проведения технической экспертизы специализированной организации, которая проводится в порядке очередности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Пункт 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Положение N 47).
Пунктом 7 Положения N 47 решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По смыслу пункта 42 Положения основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном случае администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше правовых норм суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации Дальнереченского городского округа, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: "адрес"
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Дальнереченского городского округа не бездействовала, и наниматель вправе самостоятельно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, подлежат отклонению, как несостоятельные. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и судом им дана надлежащая правовая оценка.
Администрация города, несмотря на обращение Банниковой Т.Н. оценку соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не провела, с соответствующим заявлением администрация Дальнереченского городского округа в межведомственную комиссию не обращалась. Данное бездействие со стороны администрации следует признать недопустимым, поскольку установлено, что состояние дома неудовлетворительное, и проживание в указанном доме является опасным.
Администрация обязана обеспечивать сохранность жилых помещений, контролировать и обеспечивать их пригодность для проживания, создавать условия для осуществления прав нанимателей на жилище соответствующее требованиям жилищного законодательства. При этом как собственник муниципальных жилых помещений, администрация входит в число лиц, предусмотренных пунктом 42 Положения N 47, по заявлениям которых межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным. Администрация также должна обращаться с такими заявлениями в межведомственную комиссию в целях защиты прав граждан на жилище, соответствующее установленным требованиям.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.