Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В., Зиганшина И.К.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Лесозаводского городского округа на действия судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу по апелляционной жалобе ОСП по Лесозаводскому городскому округу на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 16 января 2014 года, которым заявленные требования удовлетворены: постановление судебного пристава - исполнителя ФИО8 от 18 декабря 2013 года о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рубле й в рамках исполнительного производства N во исполнение решения Лесозаводского районного суда от 9 июля 2013 года признано незаконным и отменено.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения представителя УФССП Росси по Приморскому краю ФИО9 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация Лесозаводского городского округа обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 9 июля 2013 года на заявителя возложена обязанность провести открытый конкурс на выполнение пассажирских перевозок на территории Лесозаводского городского округа в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение суда вступило в силу 10 августа 2013 года. 27 декабря 2013 года на требование судебного пристава - исполнителя Администрация направила информацию о ходе исполнения указанного решения суда, в котором указала причины, не позволяющие в установленный срок исполнить требования исполнительного документа. Однако, судебный пристав - исполнитель ФИО10 несмотря на исчерпывающие меры, принятые администрацией Лесозаводского городского округа по исполнению решения Лесозаводского районного суда, 18 декабря 2013 года вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по Лесозаводскому городскому округу от 18 декабря 2013 года о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей в рамках исполнительного производства N
В судебном заседании представитель администрации Лесозаводского городского округа заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель УФССП России по Приморскому краю в удовлетворении заявления просила отказать.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился Отдел судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу, в поданной представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав объяснения представителя УФССП России по Приморскому краю ФИО11 , проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). В силу положений части 3 указанной статьи, заявления об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматриваются в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 9 июля 2013 года, вступившим в законную силу 10 августа 2013 года, на администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность провести открытый конкурс на выполнение пассажирских перевозок на территории Лесозаводского ГО в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
23 октября 2013 года судебным приставом - исполнителем ОСП по Лесозаводскому городскому округу на основании исполнительного листа N от 9 июля 2013 года, выданного Лесозаводским районным судом Приморского края, возбуждено исполнительное производство N . В постановлении должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией Лесозаводского городского округа 24 октября 2013 года.
31 октября 2013 года должником в адрес ОСП по Лесозаводскому городскому округу направлено письмо, в котором сообщалось, о невозможности исполнить исполнительный документ в установленные в постановлении сроки с указанием причин.
26 декабря 2013 года судебным приставом - исполнителем ОСП по Лесозаводскому городскому округу в адрес администрации ЛГО направлено требование о предоставлении в срок до 27 декабря 2013 года подробной информации о ходе исполнения исполнительного документа, в случае неисполнения указать причину.
27 декабря 2013 года должником в адрес ОСП по Лесозаводскому городскому округу направлено письмо с указанием причин, не позволяющих исполнить в установленные сроки требования исполнительного документа. В письме в том числе указано, что решением Думы Лесозаводского городского округа от 31 октября 2013 года N40-НПА утверждено Положение "О создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории Лесозаводского городского округа".
Статьей 3 данного положения разграничены полномочия Думы Лесозаводского городского округа и администрации Лесозаводского городского округа. Согласно пункту 16 части 2 статьи 3 Положения к полномочиям Администрации Лесозаводского городского округа относится: принятие порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Лесозаводского городского округа и принятие муниципальных правовых актов, связанных с исполнением данного полномочия.
Проект постановления "Об утверждении порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Лесозаводского городского округа" подготовлен отделом жилищно-коммунального хозяйства администрации Лесозаводского городского округа, и в настоящее время проходит согласование с отделами администрации.
Указанный нормативно-правовой акт будет принят после проведения независимой антикоррупционной экспертизы, т.е. не ранее 15 января 2014 года. После вступления в силу утвержденного постановления, отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Лесозаводского городского округа будет проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Лесозаводского городского округа.
18 декабря 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, из которого следует, что требования исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось представителем администрации Лесозаводского городского округа, что в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок данные требования должником не исполнены. Своевременному исполнению обязательств возложенных на должника решением суда препятствовало отсутствие нормативного акта определяющего порядок проведения в Лесозаводском городском округе конкурса на выполнение пассажирских перевозок.
Обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией представлено достаточно доказательств принятия мер по исполнению решения суда в соответствии с требованиями исполнительного документа. Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления судебного пристава.
Доводы апелляционной жалобы о том, что должником с момента вступления решения суда в законную силу до получения постановления о возбуждении исполнительного производства не предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда подлежат отклонению в силу следующего.
Из представленных суду Администрацией доказательств следует, что до 31 октября 2013 года полномочия в части принятия порядка проведения конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа и принятие муниципальных правовых актов, связанных с исполнением данного полномочия, были закреплены за Думой Лесозаводского городского округа.
Кроме того, еще до вступления решения суда в законную силу, 17 июля 2013 года, администраций Лесозаводского городского округа в Думу был направлен нормативно правового акта - проект Решения "Об утверждении положения о порядке организации и проведения конкурса по отбору перевозчиков на предоставление право заключения муниципального контракта по оказанию транспортных услуг населению по муниципальным маршрутам на территории Лесозаводского городского округа".
Довод жалобы о том, что Администрация, являясь должником по исполнительному документу, не обращалась в суд с заявлениями об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда, о приостановлении исполнительного производства, правового значения для разрешения дела не имеет, поскольку подача таких заявлений является правом, а не обязанностью должника.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой и выводами судебного решения, однако основанием к отмене судебного решения не являются.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, принимая решение, объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, не допустил нарушений процессуального законодательства, дал надлежащую оценку совокупности всех имеющихся по делу доказательств, в связи с чем оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского городского суда Приморского края от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.