Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Ковалева С.А., Лозенко И.А.
при секретаре Федюченко Н.П.
прокурор Комарова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального района о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Изгородин В.А. ,
на решение Тернейского районного суда Приморского края от 14 января 2014 года, которым признано незаконным бездействие администрации Тернейского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации на территории Амгунского сельского поселения общедоступного бесплатного дошкольного образования; на администрацию Тернейского муниципального района возложена обязанность по принятию мер по строительству либо реконструкции иных зданий для размещения в них учреждения дошкольного образования на территории Амгунского сельского поселения в целях обеспечения общедоступным бесплатным дошкольным образованием на данной территории в срок до 01 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тернейского района Приморского края в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Тернейского муниципального района Приморского края с требованиями о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к организации на территории Амгунского сельского поселения общедоступного бесплатного дошкольного образования и возложении обязанности организовать на территории данного поселения полноценное общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Поводом для обращения прокурора с данным иском послужил выявленное в ходе прокурорской проверки несоответствие существующей на территории названого поселения организации дошкольного образования требованиям законодательства об образовании. Так прокурор указал, что в 2004 г. детский сад в с. Амгу сгорел, в целях обеспечения доступного дошкольного образования в с.Амгу на базе МКОУ "СОШ с.Амгу" администрацией района открыта группа кратковременного пребывания, которую с понедельника по пятницу в течение трех часов ежедневно посещают 17 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Такие меры по мнению прокурора не обеспечивают полноценное освоение детьми образовательных программ, не способствуют их здоровому развитию, не предусматривают детский отдых и питание детей.
Представитель администрации Тернейского муниципального района Приморского края исковые требования не признал, полагал их необоснованными; сослался на то, что администрацией приняты надлежащие меры по организации на территории Амгунского поселения общедоступного дошкольного образования.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель администрации Тернейского муниципального района Приморского края, им подана апелляционная жалоба, с требованием об отмене решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Такого характера нарушение было допущено судом при рассмотрении настоящего дела.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 9 Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Общие требования к организации образовательных программ установлены в статье 13 Закона об образовании в пункте 1, которой предусмотрено, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено Законом об образовании (п.11)
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, которым предусматривается возможность в п.3 которого указано, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом об образовании (п.4).
До 01.01.2014г. действовали федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утвержденные Приказом Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151. Они включали в себя семь групп требований : 1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально-техническому обеспечению; 3) требования к учебно-материальному обеспечению; 4) требования к медико-социальному обеспечению; 5) требования к информационно-методическому обеспечению; 6) требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению.
Требования к материально-техническому обеспечению включают требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (подп. 2.1 п.2 Федеральных требований).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 утвержден СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Из его раздела IV следует, что размещение дошкольных образовательных организаций допускается как в отдельно стоящем здании, так и в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения; они могут быть пристроены к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, могут быть встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам.
Прокурор Тернейского района Приморского края, предъявляя к администрации Тернейского муниципального района требование об организации на территории Амгунского сельского поселения полноценного общедоступного бесплатного дошкольного образования, исходит из отсутствия на территории данного поселения отдельно стоящего здания, предназначенного для размещения дошкольного образовательного учреждения.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела администрацией Тернейского муниципального района были представлены доказательства в подтверждение тому, что на территории Амгунского сельского поселения организовано предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальной образовательной организации и созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми.
Как установлено судом и следует из материалов дела на основании постановления администрации Тернейского муниципального района от 13.08.2008г. N 324 в 2008 году в селах Малая Кема и Амгу на базе МДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" открыты две группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (л.д.74).
Для этих целей в штатное расписание МДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" с 01 сентября 2008 года введена 1 ставка воспитателя и 0,5 ставки помощника воспитателя группы кратковременного пребывания; по договору безвозмездного пользования от 29.08.2008 г. МДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" переданы в безвозмездное временное пользование нежилые помещения общей площадью 175 кв.м. в здании МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Амгу" расположенном по адресу "адрес" (л.д.75).
Согласно экспертному заключению о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы вида деятельности работ услуг от 16.10.2012г., утвержденного главным врачом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Дальнегорске" помещения предназначенные для размещения группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, расположенные в здании МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Амгу" по адресу "адрес" соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (л.д.88).
Между МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" и ООО "Амгу" заключен договор поставки N от 01.09.2013г. на обеспечение организации питания детей группы кратковременного пребывания при МКОУ СОШ с. Амгу на период с 01.09.2013г. по 31.12.2013г. (л.д.109)
Утвержден учебный план МКДОУ "Детский сад N 1 п. Терней" для групп кратковременного пребывания с.Амгу на 2013-214 годы, включающий в себя познавательно-речевое направление, социально-личностное направление, художественно эстетическое направление развития, физическое направление (л.д.80).
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Тернейского муниципального района в вопросах организации на территории Амгунского сельского поселения общедоступного бесплатного дошкольного образования нельзя признать обоснованными. Из иска прокурора неясно, в чем именно существующая организация дошкольного образования в с. Амгу не соответствует действующему законодательству; по каким мотивам прокурор полагает, что "организация подобного рода дошкольного образования не в состоянии обеспечить полноценное освоение воспитанниками образовательных программ, не способствует здоровому развитию детей", из иска прокурора неясно.
Требование о возложении обязанности организовать полноценное общедоступное бесплатное дошкольное образование является юридически абстрактным, неопределенным; какие конкретно обязанности по этому требованию должен совершить ответчик определить невозможно.
В то же время утверждение прокурора о том, что в группах кратковременного пребывания детей не организовано питание, отдых детей, доказательствами не подтверждено и опровергается материалами дела.
Прокурор в соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе обязанности по доказыванию обстоятельств, на которых истец основывает свои требования.
Эту процессуальную норму суду следовало учесть при принятии настоящего иска и его рассмотрении, предложив прокурору уточнить основание и предмет исковых требований на стадии принятии искового заявления либо в ходе рассмотрения дела по существу, представить доказательства в обоснование иска.
Невыполнение судом этих требований ГПК РФ повлекло существенное нарушение судом норм процесса при вынесении решения по делу.
Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Принимая решение по делу, суд вышел за пределы заявленных прокурором исковых требований и возложил на администрацию Тернейского муниципального района обязанность в срок до 01 января 2015 года принять меры к строительству либо реконструкции иных зданий для размещения в них учреждения дошкольного образования на территории Амгунского сельского поселения в целях обеспечения предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на данной территории.
Однако, таких требований прокурор по делу прокурором не заявлялось, законных оснований для выхода за пределы исковых требований у суда не имелось.
Решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права по выводам не соответствующим обстоятельствам дела (п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия принимает по делу новое решение об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тернейского районного суда Приморского края от 14 января 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального района отказать в полном объеме.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.