Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ильиных Е.А., Зиганшина И.К.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Петровского В.А. об оспаривании решения Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" по апелляционной жалобе заявителя на решение Первореченского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ , которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., представителя Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" Крахмалову Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петровский В.А. обратился в суд с названным заявлением, указав, что является собственником индивидуального частного дома, расположенного по адресу: "адрес" . На основании договора аренды земельного участка с кадастровым номером N ему на праве аренды предоставлен земельный участок площадью ... кв.м. из земель населенных пунктов на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ . На основании статьи 36 Земельного кодекса РФ он обратился в Департамент земельных и имущественных отношений "адрес" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент отказал в предоставлении земельного участка в связи с расположением его на территории второй зоны округа санитарной курортной зоны "адрес" . Полагает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку спорный участок находится в населенном пункте и относится к землям населенных пунктов, а Департаментом не доказано нахождение участка во второй зоне санитарной охраны курорта федерального значения. Просит признать незаконным отказ Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность для дальнейшей эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" ; обязать Департамент земельных и имущественных отношений "адрес" предоставить ему земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером N , расположенный по адресу: "адрес" в собственность для дальнейшей эксплуатации жилого дома.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" возражала против заявленных требований, указав, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне особого режима использования, относится к особо охраняемым природным территориям, в связи с чем ограничен в обороте и не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного с применением норм права, не подлежащих применению.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии с договором N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Петровский В.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью ... кв.м., из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: "адрес" (установлено относительно ориентира жилой дом, расположенный в границах участка), для использования в целях индивидуального жилищного строительства.
На основании свидетельства о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ Петровский В.А. является собственником жилого дома общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: "адрес" .
ДД.ММ.ГГГГ Петровский В.А. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений "адрес" с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с нахождением его во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны "адрес" на побережье Амурского залива, которая является курортом федерального значения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с пунктом 1 статьи 258 ГПК РФ вынес законное решение.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в районе "адрес" для дальнейшей эксплуатации жилого дома послужило нахождение испрашиваемого объекта во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны "адрес" , имеющей особый правовой режим.
Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В то же время, положениями статьи 94 установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, в том числе, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения и иные особо ценные земли.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 3 статьи 32 названного закона и статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно-санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Курортная зона "адрес" на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
В силу части 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается, в том числе, строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны "адрес" на побережье Амурского залива в составе трех зон.
В силу части 1 статьи 96 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Аналогичное положение содержится в Правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N 742), в соответствии со статьей 5 которых виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии со статьей 56 указанных Правил, зона курортного лечения и отдыха определена в целях установления границ особо охраняемых территорий с установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов, и располагающих необходимыми для ее функционирования зданиями и сооружениями, включая объекты сопутствующей инфраструктуры.
Проверяя законность действий органа исполнительной власти, исследовав представленные документы, в частности, карту градостроительного зонирования ВГО, сведения Управления градостроительства и архитектуры администрации "адрес" , суд верно указал, что спорный земельный участок входит в границы второй (зона ограничений) зоны санитарной охраны курортной зоны "адрес" , в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, установив, что спорный земельный участок площадью ... кв м относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, ограниченных в обороте, на которые, в соответствии с частью 7 статьи 95 ЗК РФ распространяется запрет на эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами, суд обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, признал отказ Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" в предоставлении земельного участка законным и обоснованным.
Правильно применив нормы материального права и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд обоснованно пришел к выводу о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает возможность его предоставления заявителю.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие запрета оборота участков, входящих в состав второй охранной зоны курорта, и установление лишь ограничений их использования, обеспечивающих сохранение природных ресурсов, не влияет на законность решения, поскольку установленные ограничения не изменяют правового режима земель особо охраняемых территорий. При этом, целевым назначением этих земель является обеспечение сохранности природных комплексов, что не соответствует заявленным целям использования испрашиваемого земельного участка.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Изложенное, а также то, что отказ Департамента земельных и имущественных отношений "адрес" в письме от ДД.ММ.ГГГГ N принят уполномоченным органом и соответствует требованиям закона, в совокупности, в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявления.
Решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.