Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Александровой М.В., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре Федюченко Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Карпенко С.А. , Карпенко В.Г. , К.Г. о признании договора социального найма недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, и встречное исковое заявление Карпенко С.А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по апелляционной жалобе представителя Карпенко С.А. на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ , которым исковые требования Карпенко С.А. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставлены без удовлетворения.
Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Карпенко С.А. , Карпенко В.Г. , третье лицо ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о признании договора социального найма недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворено.
Суд постановил: признать решение заместителя начальника ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Карпенко С.А. жилого помещения общей площадью 62,4 кв. м., расположенного по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека по договору социального найма недействительным.
Договор социального найма жилого помещения общей площадью 62,4 кв. м., расположенного по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека от ДД.ММ.ГГГГ N , заключенный между ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и Карпенко С.А. признан недействительным.
Применены последствия недействительной сделки. На Карпенко С.А. , Карпенко В.Г. , К.Г. возложена обязанность вернуть квартиру, расположенную по адресу: "адрес" государству.
Карпенко С.А. , Карпенко В.Г. , К.Г. выселены из квартиры, расположенной по адресу: "адрес" , без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения представителя Карпенко С.А. - Вазюкова С.Н., прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Карпенко С.А., Карпенко В.Г., К.Г. о признании договора социального найма недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав, что между Учреждением Министерства обороны Российской Федерации, именуемым ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (ФГКУ "Востокрегионжилье") и Карпенко С.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма N на жилое помещение общей площадью 62,4 кв. м., расположенное по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека.
В ходе проверки правильности предоставленных документов, сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, установлено, что сын военнослужащего - К.Г. с ДД.ММ.ГГГГ владел на праве собственности долей (1/2) в праве на 2-х комнатную квартиру общей площадью 45,5 кв.м по адресу: "адрес" . Кроме того, Карпенко В.Г. (супруге) с ДД.ММ.ГГГГ принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 42,3 кв.м., расположенное по адресу: "адрес" . Отчуждение указанного имущества в пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Таким образом, всего в собственности членов семьи Карпенко С.Н. находилось 65,05 кв. м общей площади жилых помещений.
С момента совершения сделок по отчуждению имущества не истекло 5 лет, следовательно, в силу п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ указанные сделки необходимо было учитывать при предоставлении спорного жилого помещения.
В силу прямого указания закона (п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при предоставлении жилого помещения необходимо было учитывать 65,05 кв. м общей площади жилого помещения, отчужденных в пределах 5 - летнего срока. Однако на момент заключения договора ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ не обладало достоверными сведениями.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N ответчику разъяснены указанные нормы права и предложено в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ сдать занимаемое жилое помещение по адресу "адрес" общей площадью 62,4 кв.м. Однако ответчик указанное требование не исполнил.
Истец просит признать решение ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ недействительным, признать договор социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, применить последствия ничтожной сделки, а именно: обязать ответчиков возвратить ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 62,4 кв.м, в установленном порядке, закрыть лицевой счет, сняться с регистрационного учета, освободить жилое помещение, сдать ключи в управляющую организацию, представить документы, подтверждающие освобождение жилого помещения.
Карпенко С.А. обратился в суд со встречным иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ года между ним и Министерством обороны РФ заключен договор социального найма жилого помещения - квартиры "адрес" , предоставленного на основании решения N от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ, как семье военнослужащего, имеющего право на получение жилья по избранному после увольнения месту жительства.
Данное жилое помещение является двухкомнатной квартирой общей площадью 62,4 кв.м. Квартира предоставлена на семью из 3 человек. Карпенко В.Г. (супруга) дала свое согласие на приватизацию названной квартиры и отказалась от участия в приватизации, о чем оформила нотариально заверенное согласие. Несовершеннолетний К.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ в ... и участвовал в приватизации жилого помещения, тем самым право на бесплатную приватизацию жилого помещения использовал. Карпенко С.А. просит прекратить право собственности Российской Федерации на двухкомнатную квартиру "адрес" , признать за ним право собственности на указанную квартиру.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Карпенко С.А. поддержал свой иск, с иском Министерства обороны Российской Федерации не согласился, пояснил, что для обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства должны учитываться только жилые помещения, полученные от государства, что является специальной дополнительной гарантией государства для лиц, исполняющих обязанности военной службы.
Представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ", Карпенко С.А., Карпенко В.Г. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены судом надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Карпенко С.А., его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного. В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что Карпенко С.А. предоставленное ему ранее Министерством обороны РФ жилое помещение сдал в установленном порядке. Кроме того, суд принял решение о выселении его и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, а не в аналогичное жилое помещение ранее занимаемому, что предусмотрено п. 2 ст. 167 ГК РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1, 8, 9 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, когда жилье предоставляется вне очереди. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В целях организации в Вооруженных силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма приказом Министра обороны РФ N1280 от 30.09.2010г. утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии с п. 1 Инструкции при оформлении документов на право получения жилого помещения, военнослужащие среди прочих документов предоставляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
В силу п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (данный пункт инструкции воспроизводит аналогичную норму статьи 56 ЖК РФ).
В пункте 14 Инструкции предусмотрено, что жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и Карпенко С.А. заключен договор социального найма N жилого помещения общей площадью 62,4 кв. м., расположенное по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека.
Однако в результате проверки, проведенной после заключения с Карпенко С.А. договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сын военнослужащего - К.Г. с ДД.ММ.ГГГГ владел на праве собственности долей (1/2) в праве на 2-х комнатную квартиру общей площадью 45,5 кв.м по адресу: "адрес" . Кроме того, Карпенко В.Г. (супруге) с ДД.ММ.ГГГГ принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 42,3 кв.м., расположенное по адресу: "адрес" . Отчуждение указанного имущества в пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Таким образом, всего в собственности членов семьи Карпенко С.А. находилось 65,05 кв. м общей площади жилых помещений.
О данных обстоятельствах Карпенко С.А. на момент заключения договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Министерству обороны РФ не сообщил, в представленных сведениях указал, что жилья на праве собственности у него не имеется. Поскольку наличие у сына и супруги Карпенко С.А. в собственности указанной жилплощади являлось, в силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ, препятствием для предоставления Карпенко С.А. в ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма двухкомнатной квартиры по "адрес" , и заключение такого договора стало возможным вследствие сообщения Карпенко С.А. недостоверных сведений, то суд обоснованно пришел к выводу, что названный договор заключен в нарушение закона, в связи с чем требования истца о признании этого договора на основании ст. 168 ГК РФ недействительным и применении последствий недействительности сделки удовлетворил на законных основаниях.
Довод представителя Карпенко С.А. о том, что истец не исполнил своевременно обязанность по проведению проверки на предмет наличия либо отсутствия ранее у Карпенко С.А. жилья, не свидетельствует о законности оспариваемого договора, поскольку исследованными судом доказательствами подтверждается, что собственное жилье у сына и супруги Карпенко С.А. имелось, которое было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г., соответственно, т.е. в течение пяти лет до заключения договора соцнайма и скрыл это обстоятельство при решении вопроса о предоставлении ему квартиры по договору социального найма.
Признавая оспариваемый договор недействительным суд обоснованно счел необходимым в силу ст. 167 ГК РФ применить последствия недействительности сделки и возвратить спорную квартиру в собственность Российской Федерации. На Карпенко С.А. верно возложена обязанность по передаче квартиры ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неверно применил последствия недействительности ничтожной сделки в части выселения Карпенко С.А. с семьей без предоставления другого жилого помещения в то время, как он подлежал выселению с предоставлением ранее занимаемого жилого помещения, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку ранее занимаемое жилое помещение Карпенко С.А. сдал Министерству обороны РФ, а вопрос о предоставлении другого жилого помещения аналогичного ранее занимаемому им не ставился перед судом.
Судебная коллегия считает, что правоотношения между сторонами в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения, нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Карпенко С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.