Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Игошевой О.И.,
судей Завальной Т.Ю., Розановой М.А.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанцевой Л.Н. к Федеральному казенному учреждению (ФКУ) в/ч 46179 о взыскании денежного вознаграждения и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя ответчика
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ФКУ в/ч 46179 в пользу Казанцевой Л.Н. ххх рублей. В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Игошевой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2013 года Казанцева Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что до 19 августа 2012 года работала в филиале в/ч 41007 ФКУ в/ч 46179 в должности хххх. Уволена 19 августа 2012 года по сокращению численности штата. В связи с тем, что в конце 2012 года всему гражданскому персоналу в/ч 46179 было выплачено денежное вознаграждение за третий квартал, 16 декабря 2012 года она подала командиру части заявление с просьбой выплатить ей эту премию пропорционально отработанному времени. Ей премия, предусмотренная приказом Министром обороны РФ N 1010, выплачена не была, в связи с чем просила суд обязать ответчика выплатить ей премию за 3-й квартал 2012 года, пропорционально отработанному времени, в размере ххх рублей, и компенсацию морального вреда 5000 рублей.
В судебном заседании Казанцева Л.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика, возражая против иска, в письменных возражениях и в суде сослался на то, что момент формирования списка на премирование истица в трудовых отношениях с ФКУ уже не состояла, поэтому права на выплату премии не имеет. Выплаты производятся за счет экономии бюджетных средств и обязательными не являются.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска, с которым не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене в удовлетворенной части иска в связи с нарушением судом норм материального права ( п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
По делу установлено, что Казанцева Л.Н. состояла с ответчиком в трудовых отношениях до 19 августа 2012 года и была уволена по сокращению численности штатов по п. 2 ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с Приказом Минобороны РФ от 26.07.2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ" дано указание выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с прилагаемым порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Казанцевой Л.Н. в части взыскания денежного вознаграждения за 3-ий квартал 2012 года, суд первой инстанции исходил из того, что премии, предусмотренные приказом N 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, входят в состав заработной платы и являются обязательными при условии отсутствия у работника дисциплинарных взысканий.
Судебная коллегия считает данные выводы суда неправильными.
В силу ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
. Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации, директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директору Федеральной службы охраны Российской Федерации, директору Службы внешней разведки Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, Службы внешней разведки Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российском Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 издан Приказ Министра обороны Российской Федерации N 1010.
Согласно п. 2 названного выше Приказа предусмотрена выплата дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
В соответствии с п. 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010) конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Согласно п. 2, 12 указанного Приложения расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств, и их суммы учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.
Из материалов дела следует, что объемы бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование (премирование) за третий квартал 2012 были доведены до командиров (начальников) воинских частей (организаций) указаниями директора Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ от 15.10.2012 года N 180/5/9558, то есть уже после увольнения истицы.
Порядок премирования служащих после их увольнения Приказом Минобороны РФ не урегулирован.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что премия по итогам работы за 3 квартал 2012, выплачиваемой гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, не носит компенсационного, обязательного характера, поскольку формируется за счет сокращения численности состава и производится лишь при наличии сэкономленных денежных средств. Поэтому лимит бюджетных обязательств на выплату стимулирования на 3 квартал 2012 подлежал распределению только между работающими лицами.
В связи с изложенным судебная коллегия отменяет решение суда в части удовлетворении иска о взыскании премии и отказывает Казанцевой Л.Н. в удовлетворении данных требований.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска о компенсации морального вреда соответствует закону и никем не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2013 года отменить в части взыскания в пользу Казанцевой Л.Н. с Федеральному казенному учреждению (ФКУ) в/ч 46179 дополнительное материальное стимулирование за третий квартал 2012 года в сумме ххх рублей.
Отказать Казанцевой Л.Н. в иске к Федеральному казенному учреждению (ФКУ) в/ч 46179 о взыскании дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2012 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.